Казахстан и Турция договариваются о перевозках
В первом квартале 2021 года в автотранспортных перевозках между Турцией и Казахстаном появилась положительная динамика. Прирост перевозок составил 40 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Ещё одна хорошая новость - стоимость морских перевозок по маршруту Баку - Курык снижена на 1800 долларов. Ранее данный тариф составлял 2400 долларов. За 2020 год доля турецких перевозчиков и доли перевозчиков третьих стран составляла 56% и 26 % соответственно, а доля казахских перевозчиков всего 18%.
Согласитесь, что перевес образовался далеко не в пользу перевозчиков Казахстана. Ещё в шестнадцатом году казахская сторона приняла на себя обязательства по обеспечению загрузки своих перевозчиков не менее 26% от количества рейсов за рубеж.
Но пока ещё это соглашение не выполняется в полной мере. Одним из условий динамического развития отраслевого сотрудничества является повышение обеспечения уровня равноправного паритета с иностранными перевозчиками. Соответственно для того, чтобы это соблюсти, необходимо ежегодно между сторонами устанавливать согласованную квоту обмена бланками на разрешение. В 2021 году квота для Казахстана установлена в количестве 11000 бланков, а для Турции 12500 бланков.
На 1 мая 2021 года казахские перевозчики использовали 2137 универсальных, 3 транзитных и 1602 разрешений из третьих стран. Со стороны Турции израсходовано гораздо больше бланков - это 5655 транзитных разрешений, 102 разрешений из третьих стран и 2787 универсальных разрешений.
В 2021 году планируется провести переговоры между ассоциациями перевозчиков Турции и Казахстана. В ходе переговоров ожидается принятие объективного решения для осуществления взаимовыгодных перевозок между двумя странами.
Ожидается, что казахские перевозчики будут получать необходимые для них количество разрешений, и в процентном соотношении. Перевес будет не такой большой, как раньше. Напомним, что Турция является основным поставщиком товаров для Казахстана. Соотношение экспортных отправок Турции для Казахстана к экспорту республики составляет предел примерно 1 к 5.
Безусловно, что данные условия не выгодны для казахстанских перевозчиков. Об этом же свидетельствует соотношение парка, то количество турецких перевозчиков существенно преобладает. По отдельным оценкам более чем в 20 раз. Казахстанская сторона уже выдвигала условие о необходимости перехода на гарантированный механизм загрузки казахстанского автотранспорта.