В сфере международных перевозок Узбекистана появятся транспортно-экспедиционные гиганты
Регулятор считает, что в сфере международных перевозок Узбекистана необходимы транспортно-экспедиционные гиганты. В настоящее время 99,8% — это маленькие частные компании, где автопарк насчитывает от 5 до 15 единиц. Один лишь перевозчик в Узбекистане может считаться гигантом — это «Урта Осие Транс», где в автопарке насчитываться 200 тягачей, солидные обороты и государственная доля, вложенная в компанию.
Между прочим, в настоящее время международные перевозки — это высокая конкуренция. В данное время рынок в настоящее время уже давно существует по рыночным правилам и за последние пять лет динамично растет около 20 – 30 процентов в год.
Есть основания полагать, что окупаемость в сфере международных грузоперевозок в Узбекистане будет расти с каждым годом, так как правила игры стали меняться в лучшую сторону. До недавнего времени все участники рынка грузоперевозок жаловались на высокие затраты, на обновление автопарка, на демпинг со стороны со стороны иностранных транспортных компаний. Жаловались они и на некачественное дизтопливо на территории республики и соответственно также на нехватку квалифицированных кадров.
Но чем меньше перевозчик, тем эти проблемы ему решать труднее. Для того чтобы это исправить, в сентябре прошлого года были снижены таможенные пошлины, снижен и акцизный налог на седельные тягачи, которые используются в международных грузоперевозках. В начале декабря был введён запрет на каботажные перевозки внутри страны для иностранных компаний.
Национальные перевозчики Узбекистана освобождены от НДС, налога на имущество и земельного налога до 1 января 2022 года, но это только при условии, если высвобожденные средства пойдут на обновление автопарка, строительство терминалов, складских помещений, на погашение кредитов. Коммерческим банкам была дана рекомендация принимать залог по кредитам приобретаемую технику по стопроцентной стоимости.
Минэкономики и «Узбекнефтегазу поручено исправить ситуацию с дизтопливом. В марте месяце были освобождены таможенных сборов в дорожный фонд импортные автомобили, которые специализируется на перевозке плодоовощной продукции. Между прочим, это львиная доля всего автопарка в республике.
В общем, сделано всё для того, чтобы узбекские перевозчики почувствовали себя гораздо увереннее на рынке грузоперевозок, и им была предоставлена финансовая возможность обновлять свой автопарк. Ведь в Европу выходить со старыми машинами ниже класса Евро-3 вообще запрещается. Национальные перевозчики получили очень мощные налоговые и таможенные льготы.
Но вот ещё одна проблема с сертификацией при покупке новых импортных автомобилей на своё имя. В настоящее время только дилер может проходить эту сертификацию, а соответственно перевозчики не могут применять льготу по таможенным платежам, то есть льгота получается только на бумаге. Эту нестыковку необходимо срочно исправить.
Теперь выходить на рынок международных перевозок в Узбекистане имеет смысл. Мы должны заполнять и насыщать его, чтобы наши национальные перевозчики предлагали свои услуги больше, чем иностранные. Только так возможно переломить тренд и заставить иностранных грузоперевозчиков играть по нашим правилам – справедливо считает руководство Узбекистана.