КТЖ-Cargo не терпит конкурентов
В Казахстане подводят итоги пилотного проекта по либерализации рынка грузовых железнодорожных перевозок. В Ассоциации казахстанских железнодорожных экспедиторов (АРЭК) пояснили, что необходимо отталкиваться от создания нормативно-правовой базы, которая регламентировала бы условия взаимодействия частных и государственных операторов.
Сегодня на казахстанском рынке железнодорожных грузоперевозок доминирует КТЖ-Cargo, дочерняя компания государственной железной дороги КТЖ. КТЖ-Cargo обладает 100% долей в международных перевозках, работая на импорт, экспорт и транзит. Объём внутреннего национального грузооборота превышает 90%.
В рамках развития рыночной конкуренции транспортное ведомство Казахстана рассмотрело возможность привлечения других перевозчиков. Теперь у КТЖ появились конкуренты, которым также разрешено использовать магистральные железнодорожные пути для перевозки грузов.
Анализ предварительных итогов показал, что в правительстве так и не сумели разработать правовую базу, на основании которой можно было бы разграничить сферу деятельности государственных и частных интересов.
- Ни Национальные железные дороги, ни Министерство индустрии и инфраструктурного развития не утверждали изменения и дополнения во временные правила, ранее согласованные сторонами с декабря прошлого года», — говорится в сообщении на сайте АРЭК.
В рамках эксперимента алгоритмы технического взаимодействия определялись временными правилами, которые рассчитаны до 2023 года. Времени для внесения пакета поправок, формирующих новый комплекс мер почти не осталось.
Необходимо отметить, что частные операторы предложили новый свод правил. Однако ни КТЖ, ни Комитет Мининдустриального развития их до сих пор не подписали. Таким образом, в отношениях частного предпринимательства и монополии образовалась «юридическая лазейка».
Казахстан остро нуждается в присутствии частного бизнеса на железнодорожном рынке. Из-за увеличения трафика остро ощущается нехватка локомотивов, которую государственная железнодорожная компания не может решить самостоятельно. В АРЭК считают, что частные операторы могли бы решить эту проблему за счёт нового парка магистральных электровозов и тепловозов.