В чём причина снижения транзитного потенциала Грузии?
В Грузии транспортный транзитный поток уменьшается с каждым годом. Два года назад доля ВВП в общем объеме перевозок стала всего лишь 6 процентов. Такая тенденция не может не тревожить, тем более что она приближается к таким тупиковым с точки зрения странам, как Киргизия и Армения. Там доля ВВП ниже два раза, то есть составляет 3 процента. А вот Прибалтике картина транзитных перевозок выглядит более благополучно: там данный показатель составляет 14 процентов.
Так в чём же причина снижения транзитных перевозок в Грузии? Первое - это снижение иностранных инвестиций в транспорт. В 2015 году они составили 35 процентов от всех инвестиций. А в 2020 году, то есть спустя 5 лет, эта доля составила всего 2 процента. Естественно, что это не могло не отразиться негативно на транспортный рынок.
С автомобильными перевозками дела обстоят получше. Строительство автомагистралей и инвестиции в строительство естественно отражаются положительно на увеличение грузопотока. Кроме того, как только в Нагорном Карабахе были закончены военные действия, стали открываться новые возможности. То есть можно было уже переадресовывать проходящие через территорию республики грузопотоки.
Власти Грузии считают, что не все так плохо. Старые пути сообщения между соседними странами Грузии ничего плохого не предвещают, да и строительство новых магистралей естественно будут увеличивать грузооборот.
В стране продолжает наращиваться активное строительство дорог в различных направлениях. В настоящее время реализовывается проект по созданию двух коридоров: с севера на юг и с востока на запад. Для Грузии это стройки века. Эти магистрали создадут поперечные транзитные автодорожные и меридианные коридоры.
Естественно, что национальный транзитный потенциал увеличится. Причем, если за точку отсчёта брать 2012 год, то этот показатель увеличится в 6 раз. То есть для дальнейшего развития грузоперевозок в Грузии будут созданы все условия. Остается надеяться, что оптимизм властей основан на реальных действиях.