Автомобильные перевозки в Казахстане в 2021 году

Согласно экспертным оценкам специалистов, существенное влияние на объемы и специфику автомобильных перевозок в Казахстане оказал мировой кризис, вызванный пандемией коронавируса и связанными с ней ограничениями. Если брать в сравнение ситуацию, складывающуюся на протяжении 2016-2019 годов и сегодня, разница огромна. 

Об автомобильных перевозках в Республике Казахстан

Так, на протяжении предыдущего отчетного периода, в начале второй половины десятых годов 21 века общая масса грузов, доставленных в пределах государства с привлечением автотранспорта, увеличилась без малого на 12 процентов, достигнув отметки в 3,55 млрд.  тонн. Такое увеличение вызвано оптимальным сочетанием сразу трех факторов:

  1.  Активное строительство новых дорог и ремонт уже существующих, общее развитие дорожной сети.
  2.  Расширение внутреннего производства, благодаря которому увеличились объемы товаров, отгружаемых на экспорт.
  3.  Привлечение транзитных грузопотоков.

Однако, как уже говорилось выше, пандемия существенно подпортила планы местных властей по улучшению логистической обстановки и повлияла на автомобильные перевозки грузов в Казахстане. Как обстоят дела в этой сфере сейчас, постараемся разобраться в нашем сегодняшнем материале.

Дорожная сеть Казахстана

Дорожная сеть Казахстана

Сформировавшаяся на территории РК сеть автомобильных дорог представлена дорогами общего пользования (они считаются госсобственностью), а также ведомственными магистралями, главная задача которых – создание условий для осуществления внутрихозяйственных перевозок автомобильным транспортом, в том числе и международных, для обеспечения необходимых технологических процессов.

Важно

С точки зрения административно-хозяйственной роли, дороги общего пользования в Казахстане, как, впрочем, и во многих других странах постсоветского пространства, принято подразделять на магистрали местного и республиканского значения.

К первым относятся:

Трассы, которые соединяют столицу с административными центрами областей, а центры областей связывают с районами. Ко вторым, то есть к дорогам республиканского значения, необходимо относить исключительно те дороги, которые связывают столицу государства и областные центры.

Вторая категория республиканских автомагистралей – это еще и трасы, обеспечивающие транспортное сообщение областных центров между собой. Кроме того, в данную категорию входят пути подъезда автотранспортом к важным объектам международного значения.

Дорожная сеть Казахстана

Примечательно то, что список дорог республиканского значения закреплен правительством, тогда как магистрали местного значения утверждаются органами местного самоуправления после одобрения перечня профильным комитетом в Министерстве транспорта Республики. 

Собственником автомобильных магистралей является государство, следовательно, и финансируются они из госбюджета. Средства на автодороги местного значения выделяются из местных бюджетов при утверждении расходов вышестоящими органами, а находятся такие объекты в коммунальной собственности.

Структура грузового автотранспорта

Анализ структуры грузового транспорта, привлекаемого в ходе организации автомобильных перевозок, приводится в соответствии со сведениями регистрирующих органов МВД РК. 

Структура грузового автотранспорта

Согласно общепринятой терминологии, грузовым авто считается механическое ТС с жесткой рамой, предназначенное для перемещения по дорогам различного значения с целью выполнения автомобильных перевозок грузов. 

Если анализировать количество грузового автотранспорта по годам, то, начиная с 2016, оно значительно увеличилось:

  •  2016 г. - 439,2 тыс.
  •  2017 г. – 440,6 тыс.
  •  2018 г. – 404,8 тыс. (заметно незначительное снижение).
  •  2019 г. – 461,8 тыс. 
  •  2020 г. – 467,3 тыс. 
  •  2021 г. – 445,6 тыс. (заметно снижение).

Как видим из приведенных выше данных, в прошедшем году количество грузового автотранспорта не просто не увеличилось по сравнению с предыдущим отчетным периодом – оно уменьшилось, и причиной эксперты называют кризис, связанный с пандемией. Касательно структуры грузового транспорта, важно отметить факт общего устаревания автопарка.

Статистика свидетельствует о том, что средний возраст грузовых авто за период с 2016 по 2021 (включительно) возрос на 0,2 п.п. и сейчас составляет в среднем 20,7 лет. Причем, аналогичная тенденция наблюдается в отношении всех без исключения типов транспортных средств, включая даже прицепы.

Объем автоперевозок

Выше мы уже писали о том, что по итогам 2016-2019 г.г. общее количество грузов, доставленных автотранспортом, составило 3,55 млрд.тонн. Причины, по которым это произошло, также описаны в самом начале материала. Однако с приходом пандемии в 2020 году принятые правительством государства меры, которые были направлены на борьбу с распространением инфекции и ростом заболеваемости, оказали негативное влияние на объемы перевозки грузов автомобильным транспортом. 

автоперевозки

Несмотря на то, что какие-либо конкретные ограничения на грузовые перевозки не вводились ни относительно внутригосударственных, ни в плане международных маршрутов, из-за снижения общей деловой активности объемы заметно поубавились. Далеко не последнюю роль в этом сыграло сокращение географии перевозок. 

Помимо всего прочего, заметно снизился общий уровень доходов граждан, поэтому люди стали экономить на товарах, которые не входят в категорию первой необходимости. Это, хоть и косвенно, но все же повлияло на объемы грузоперевозок. Последние упали и из-за сокращения производства, которое, в свою очередь, оказало влияние на экспорт продукции. 

Эксперты прогнозируют постепенное улучшение ситуации после того, как уровень заболеваемости пойдет на спад, а все связанные с ней ограничения будут сняты. Определенная положительная динамика наметилась уже к концу прошлого года – масса доставляемых автотранспортом грузов достигла 3,49 млрд. тонн, что на 6,2 процента больше, чем в декабре 2020. 

Согласно прогнозам специалистов, начиная с текущего и заканчивая 2025 годом, увеличение объемов автомобильных грузоперевозок должно достигнуть отметки не менее чем в 1.2 процента в год. Этому должен поспособствовать рост экономик ряда государств Юго-Восточной Азии и КНР, которые заинтересованы в транзите своих товаров через территорию Казахстана.

Рейтинг: 4
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 784
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 31-03-2022 / Обновлено: 31-03-2022
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: