Автомобильные перевозки в Казахстане в 2021 году
Согласно экспертным оценкам специалистов, существенное влияние на объемы и специфику автомобильных перевозок в Казахстане оказал мировой кризис, вызванный пандемией коронавируса и связанными с ней ограничениями. Если брать в сравнение ситуацию, складывающуюся на протяжении 2016-2019 годов и сегодня, разница огромна.
Оглавление
Об автомобильных перевозках в Республике Казахстан
Так, на протяжении предыдущего отчетного периода, в начале второй половины десятых годов 21 века общая масса грузов, доставленных в пределах государства с привлечением автотранспорта, увеличилась без малого на 12 процентов, достигнув отметки в 3,55 млрд. тонн. Такое увеличение вызвано оптимальным сочетанием сразу трех факторов:
- Активное строительство новых дорог и ремонт уже существующих, общее развитие дорожной сети.
- Расширение внутреннего производства, благодаря которому увеличились объемы товаров, отгружаемых на экспорт.
- Привлечение транзитных грузопотоков.
Однако, как уже говорилось выше, пандемия существенно подпортила планы местных властей по улучшению логистической обстановки и повлияла на автомобильные перевозки грузов в Казахстане. Как обстоят дела в этой сфере сейчас, постараемся разобраться в нашем сегодняшнем материале.
Дорожная сеть Казахстана
Сформировавшаяся на территории РК сеть автомобильных дорог представлена дорогами общего пользования (они считаются госсобственностью), а также ведомственными магистралями, главная задача которых – создание условий для осуществления внутрихозяйственных перевозок автомобильным транспортом, в том числе и международных, для обеспечения необходимых технологических процессов.
ВажноС точки зрения административно-хозяйственной роли, дороги общего пользования в Казахстане, как, впрочем, и во многих других странах постсоветского пространства, принято подразделять на магистрали местного и республиканского значения.
К первым относятся:
Трассы, которые соединяют столицу с административными центрами областей, а центры областей связывают с районами. Ко вторым, то есть к дорогам республиканского значения, необходимо относить исключительно те дороги, которые связывают столицу государства и областные центры.
Вторая категория республиканских автомагистралей – это еще и трасы, обеспечивающие транспортное сообщение областных центров между собой. Кроме того, в данную категорию входят пути подъезда автотранспортом к важным объектам международного значения.
Примечательно то, что список дорог республиканского значения закреплен правительством, тогда как магистрали местного значения утверждаются органами местного самоуправления после одобрения перечня профильным комитетом в Министерстве транспорта Республики.
Собственником автомобильных магистралей является государство, следовательно, и финансируются они из госбюджета. Средства на автодороги местного значения выделяются из местных бюджетов при утверждении расходов вышестоящими органами, а находятся такие объекты в коммунальной собственности.
Структура грузового автотранспорта
Анализ структуры грузового транспорта, привлекаемого в ходе организации автомобильных перевозок, приводится в соответствии со сведениями регистрирующих органов МВД РК.
Согласно общепринятой терминологии, грузовым авто считается механическое ТС с жесткой рамой, предназначенное для перемещения по дорогам различного значения с целью выполнения автомобильных перевозок грузов.
Если анализировать количество грузового автотранспорта по годам, то, начиная с 2016, оно значительно увеличилось:
- 2016 г. - 439,2 тыс.
- 2017 г. – 440,6 тыс.
- 2018 г. – 404,8 тыс. (заметно незначительное снижение).
- 2019 г. – 461,8 тыс.
- 2020 г. – 467,3 тыс.
- 2021 г. – 445,6 тыс. (заметно снижение).
Как видим из приведенных выше данных, в прошедшем году количество грузового автотранспорта не просто не увеличилось по сравнению с предыдущим отчетным периодом – оно уменьшилось, и причиной эксперты называют кризис, связанный с пандемией. Касательно структуры грузового транспорта, важно отметить факт общего устаревания автопарка.
Статистика свидетельствует о том, что средний возраст грузовых авто за период с 2016 по 2021 (включительно) возрос на 0,2 п.п. и сейчас составляет в среднем 20,7 лет. Причем, аналогичная тенденция наблюдается в отношении всех без исключения типов транспортных средств, включая даже прицепы.
Объем автоперевозок
Выше мы уже писали о том, что по итогам 2016-2019 г.г. общее количество грузов, доставленных автотранспортом, составило 3,55 млрд.тонн. Причины, по которым это произошло, также описаны в самом начале материала. Однако с приходом пандемии в 2020 году принятые правительством государства меры, которые были направлены на борьбу с распространением инфекции и ростом заболеваемости, оказали негативное влияние на объемы перевозки грузов автомобильным транспортом.
Несмотря на то, что какие-либо конкретные ограничения на грузовые перевозки не вводились ни относительно внутригосударственных, ни в плане международных маршрутов, из-за снижения общей деловой активности объемы заметно поубавились. Далеко не последнюю роль в этом сыграло сокращение географии перевозок.
Помимо всего прочего, заметно снизился общий уровень доходов граждан, поэтому люди стали экономить на товарах, которые не входят в категорию первой необходимости. Это, хоть и косвенно, но все же повлияло на объемы грузоперевозок. Последние упали и из-за сокращения производства, которое, в свою очередь, оказало влияние на экспорт продукции.
Эксперты прогнозируют постепенное улучшение ситуации после того, как уровень заболеваемости пойдет на спад, а все связанные с ней ограничения будут сняты. Определенная положительная динамика наметилась уже к концу прошлого года – масса доставляемых автотранспортом грузов достигла 3,49 млрд. тонн, что на 6,2 процента больше, чем в декабре 2020.
Согласно прогнозам специалистов, начиная с текущего и заканчивая 2025 годом, увеличение объемов автомобильных грузоперевозок должно достигнуть отметки не менее чем в 1.2 процента в год. Этому должен поспособствовать рост экономик ряда государств Юго-Восточной Азии и КНР, которые заинтересованы в транзите своих товаров через территорию Казахстана.