Развитие автопрома в Казахстане
Автопром Казахстана по состоянию на сегодняшний день входит в ТОП 12 ключевых направлений развития страны и, в частности, ее несырьевого сектора.
Оглавление
Он находится под неусыпным контролем представителей высшей государственной власти, активно финансируется различными программами. С чего все начиналось, и как обстоят дела в данной промышленной отрасли сегодня – именно об этом мы и поговорим.
Какую технику производил Казахстан во времена СССР
Бытует мнение, что в советское время автомобильной промышленности как таковой в Казахстане не существовало, однако в республике функционировало несколько крупных предприятий, занимающихся ремонтом транспортного состава, а также выпускающих автомобильные детали и спецтранспорт на базе уже существующих машин. К примеру, в середине прошлого века на Алма-атинском ремонтно-кузовном заводе выпускали автобусы ГАЗ-651, в основу которых легло шасси ГАЗ-52.
С конвейера Второго авторемонтного завода сходили машины с открытым кузовом, которые поставлялись в курортный город Медео и предназначались для обслуживания туристической сферы. Там же выпускали автомобильные прицепы различных моделей и конфигураций. Завод им. Крючкова, находящийся в ведении Минбыта, наладил выпуск автолавок, а также специализированных бытовок – так называемых автомобилей службы была.
Начиная с 1968, на производственных мощностях Сайрамского ремонтно-механического завода была налажена сборка автобусов «Казахстан-1», в основу которых легло шасси ГАЗ-51А. Позже там же производили передвижные бани – беспрецедентное творение советского автопрома. Базировались эти транспортные средства на шасси ЗИЛ-157К.
В Усть-Каменогорске выпускали автобусы для обслуживания горнодобывающих шахт, а в Алма-Ате на опытно-экспериментальном заводе разработали полностью оборудованные автомобильные фургоны для восполнения нужд отрасли дорожного строительства и ремонта. В Уральске и Щучинске делали автоцистерны и топливозаправщики, в г. Актобе – рентген-кабинеты на передвижной платформе, которые нередко используются даже сейчас.
На Уштобинском заводе изготавливали автоцистерны для транспортировки питьевой воды, а на заводе в Целинограде наладили выпуск самосвалов на ЗИЛовских шасси. Здесь же, правда, на другом предприятии, именуемом «Целинэнергоремонт», с конвейеров сходили электроподстанции на колесах и телескопические автовышки.
Предприятия, выпускающие автодетали и комплектующие, а также выполняющие капитальный ремонт и переоснащение транспортных средств, функционировали в целом ряде городов, таких как Актюбинск, Петропавловск, Гранитогорск и пр.
Этапы развития автопрома Казахстана во времена независимости
Автомобильная промышленность Казахстана времен независимости начала свое становление весной 2003, когда стартовали продажи автомобилей «Нива», собранных на предприятии «Азия Авто», что в Усть-Каменогорске. Поначалу объемы производства были небольшими, но и они сыграли важнейшую роль в дальнейшем развитии отрасли и в том, что она не только попала в поле зрения руководства страны, но и стала одним из приоритетных направлений.
ВажноЗначимым годом для отрасли стал и 2005 год, когда в республику зашел крупнейший производитель – КамАЗ. Вслед за ним подтянулись и другие мировые автопроизводители - спустя короткое время в Казахстане стали собирать многие марки авто – Hyundai и Daewoo, ANKAI, IVECO и пр.
Следующим этапом становления казахстанского автопрома стал 2010 год, когда наметилось незначительное повышение ВВП, а стране удалось продать больше 22 тысяч автомобилей. Именно это подтолкнуло правительство к подписанию Госпрограммы индустриально-инновационного развития, определившей механизмы развития отрасли на ближайшую пятилетку.
После подписания данного документа в государстве было введено в эксплуатацию 130 предприятий машиностроительной сферы, что позволило создать не менее 14 тыс. рабочих мест. В 2014 году с конвейера сошла первая партия казахских автобусов на электродвигателях.
Однако уже в 2016 производство автотранспорта сократилось более чем на 82 процента, упали объемы выпуска прицепов и полуприцепов, грузовых ТС, почти впятеро снизился спрос на легковые авто. Экспорт в это время составлял всего 2,9 процента, большинство единиц техники, которая выпускалась на заводах Казахстана, продавалась внутри страны.
Для исправления ситуации была запущена программа промкооперации, а в госпрограмме, регламентирующей дальнейшую стратегию развития государства на период с 2015 по 2019 год, автомобильную промышленность отметили как приоритетную. Кроме того, Правительство ввело утилизационный сбор, внедрило ряд преференций по НДС, разработало схемы лизинга и льготного кредитования, всевозможные меры, направленные на поддержку экспорта.
Развитию автомобилестроения поспособствовало также привлечение крупнейшего инвестора СМС-JAC Motors, который стал партнером ТОО «СарыаркаАвтоПром» - предприятия, играющего стратегически важную роль в экономике государства.
По состоянию на конец 2019 года на территории страны производилось 167 моделей автомобилей двадцати двух мировых брендов. В 2018 году некоторые местные предприятия начали производство электротранспорта.
Какие предприятия работают и что производят
Сейчас в республике производятся все категории автотранспорта. Модельный ряд автопрома Казахстана включает 167 моделей, из низ 39 – легковые. На предприятиях, введенных в эксплуатацию с 2010 года, выпускается широкий спектр комплектующих, ведется сборка высокоточной техники, что позволяет целиком восполнить потребности различных сфер промышленности и народного хозяйства.
В отрасли произошла настоящая революция – если в начале десятилетия заводы в основном осуществляли крупноузловую сборку, то сегодня они практически полностью перешли на сборку мелкоузловую. Повсеместно внедряются новые технологии по сварке и сборке кузовных конструкций, их окраске современными методами и т.д.
Более 60 процентов автомобилей, которые продаются сегодня на территории страны, сошли с конвейеров местных предприятий. По итогам 2019 казахстанские заводы выпустили больше 50 тысяч ТС, их общая стоимость превысила 359 млрд. тенге. Согласно данным статистики, за упомянутый выше год в стране собрали больше 16 тыс. автомобилей Hyundai, более 14 тыс. Lada, 5300 Ravon. Местные предприятия выпускают также такие марки машин, как Kia, JAC, Chevrolet, UAZ, MAN.
Львиную долю рынка занимает так называемый «Сарыарка» - лидер автопрома в Казахстане. Завод «СарыаркаАвтоПром» является крупнейшим в Республике производителем транспортных средств, флагманом, полностью придерживающимся требований промышленной сборки.
На производственных мощностях данного предприятия осуществляются сварочные, покрасочные мероприятия, собираются кузова автомобилей, а также ряд других важнейших узлов и агрегатов.
Это единственный в стране завод, на котором выпускают все виды транспорта. Широкий модельный ряд выпускается также на заводе в г. Костанай. Крупнейшими производителями являются «Азия Авто», «Агромаш Холдинг».
Экспортные успехи
Учитывая небольшие объемы внутреннего рынка республики, огромное значение имеет развитие экспорта и наращивание его объемов. Для достижения этой цели реализован механизм стимуляции производства экологически чистого транспорта, финансируемого за счет внешних финансовых вливаний. Осуществляется частичная компенсация расходов на сертификацию казахстанской продукции на экспортном рынке, что облегчает доступ туда местных предприятий.
Одновременно с этим производители из РК получили задание расширять спектр технологических операций, использовать отечественные материалы и комплектующие, постепенно переходить на крупносерийный выпуск и развивать автокомпонентную базу.
Все это позволило добиться беспрецедентных результатов – всего за 1 год увеличить экспорт в 10 раз! Машины поставляются преимущественно в РФ, а также в Узбекистан, наибольшим спросом пользуются авто таких марок, как JAC, Hyundai, Ravon.
Перспективы казахстанского автопрома
На протяжении нескольких последних лет казахстанские предприятия занимаются поиском стратегических партнеров для расширения своего присутствия на внешних рынках, а также для освоения новых технологий, которые позволят увеличить ассортимент продукции и тем самым поспособствуют еще большему развитию отрасли.
Ключевым направлением сейчас является снижение потребления традиционного топлива путем использования альтернативных источников энергии, использование новейших материалов, диверсификация модельного ряда. В этом плане автопром РК находится в общемировом тренде, который неразрывно связан с популяризацией экологически чистых транспортных средств. Так, на внутригосударственных маршрутах уже повсеместно курсируют электроавтобусы местного производства.
В рамках госпрограммы в разных городах страны ведется строительство заводов по производству деталей и комплектующих. В частности, в Алма-Ате строится совместное предприятие Hyundai Trans Kazakhstan, где планируется выпуск автомобилей популярной марки. На площадке ТОО «СарыаркаАвтоПром» планируют расширить линейку моделей, а также наладить производство автокомпонентов. В рамках сотрудничества с партнерами из КНР готовится ввод в эксплуатацию заводов по изготовлению автопокрышек.
Что касается автопрома Казахстана 2021, то по итогам 1 квартала с конвейеров местных предприятий сошло более 17 тыс. единиц легковой техники и более 1,5 тыс. единиц грузового транспорта.
Также предприятия автомобильной отрасли выпустили 349 автобусов, 2 сотни прицепов и десятки единиц другой спецтехники. Наибольшим спросом у потребителей пользовались автомобили марки Chevrolet, Hyundai и JAC.
Итоги
Из описанного выше можно сделать о том, что автопром Казахстана находится на пике развития. По всей стране строятся и вводятся в эксплуатацию новые предприятия, расширяется модельный ряд выпускаемой продукции, осваиваются и повсеместно внедряются инновационные технологии, которые позволяют идти в ногу со временем и соответствовать мировым тенденциям. Все это стало возможным благодаря масштабной государственной программе поддержки отрасли и активному сотрудничеству с зарубежными партнерами.