Дальнобой в Казахстане
Республика Казахстан является одним из главных партнеров Азии, стран СНГ, Прибалтийских и других государств в пищевой, фармацевтической, промышленной и иной сферах. Все это требует налаживания логистических маршрутов и транзита через территорию страны. На фоне сказанного не удивительно, что одной из наиболее востребованных профессий в стране является дальнобойщик.
Оглавление
Ниже рассмотрим основные маршруты Республики Казахстан (РК), требования к скорости движения и основные штрафы, особенности дорожной инфраструктуры. Поговорим о качестве дорожного покрытия, поборах на дорогах, а также АСЗ на трассах страны.
Основные маршруты автоперевозок по Казахстану
Геополитически роль Казахстана такова, что он объединяет европейскую и азиатскую территорию, а также считается мостом между РФ и КНР. Такая особенность дает стране большой транзитный потенциал в плане перемещения грузовых перевозок.
ВажноНа 2022 год по территории РК проходит несколько дорожных коридоров, позволяющих уменьшить расстояние между востоком и западом, а также существенно снизить сроки доставки разной продукции.
Так, еще в 2011 году Президент РК постановил завершить процесс реконструкции следующих транспортных коридоров:
- Омск — Павлодар — Семей — Майкапчагай.
- Ташкент — Тараз — Алматы — Актобе — Самара.
- Астана — Костанай — Челябинск — Екатеринбург.
- Алматы — Караганда — Астана — Петропавловск.
- Астрахань — Атырау — Актау — Туркменистан.
На сегодняшний день сформировано несколько направлений транзита, которые делятся на пять условных направлений: южные, северные, западные и восточные ворота, а также центральный узел.
Появление таких направлений позволяет обслуживать три главных маршрута из Китая — в Центральную Азию, Казахстан, а также в РФ и Западную Европу. Дополнительно планируется развитие и других маршрутов общей продолжительностью более десятка тысяч километров.
Скорость движения, штрафы
Для работы дальнобойщиком нужно знать требования к скорости движения и возможные штрафы, которые могут быть наложены на нарушителей в случае превышения допустимого параметра. В местных ПДД записано, что водитель автомобиля должен контролировать его движение и окружающую обстановку с учетом погодных условий, состояния автомобиля, характера груза и иных особенностей.
В 10-м пункте правил сказано, что максимальная скорость в городском режиме не должна превышать 60 км/ч, а для специальных автомобилей — 90 км/ч. На трассе многое зависит от типа применяемого транспорта. Так, для грузовиков массой до 3500 кг действуют следующие правила:
- Автомагистрали — до 110 км/ч.
- Дороги, имеющие разделительную полосу посередине — до 100 км/ч.
- Другие виды трасс — до 90 км/ч.
Если грузовик имеет вес свыше 3500 кг, для него действуют следующие правила:
- Автомагистрали — до 90 км/ч.
- Дорогие с разделительной полосой — до 80 км/ч.
- Прочие трассы — до 70 км/ч.
Кроме основных правил, необходимо учитывать дополнительные требования. Так, при наличии в кузове пассажиров скорость транспортного средства не может превышать 60 км/ч. Отдельные требования предъявляются к оборудованию машины. В случае буксировки максимальная скорость — 50 км/ч.
Если необходимо буксировать крупные, тяжелые или опасные грузы, нужно индивидуально подходить к определению скоростного режима с учетом технических характеристик машины и безопасности движения.
Нарушение упомянутых выше правил влечет за собой штрафы, которые с 2022 года выросли где-то на 5%. Так, если превысить скорость на 10-20 км/ч, придется заплатит 15 315 тенге, а на 20-40 км/ч — 30 630 тенге. Первая цифра это пять минимальных прожиточных минимумов, а вторая — десять.
Дорожная инфраструктура в Казахстане
Несмотря на дефицит инвестиций, Казахстан имеет неплохую дорожную инфраструктуру. По оценке водителей-дальнобойщиков наиболее привлекательно выглядят Павлодар и Кызылорда. Здесь предусмотрены удобные транспортные развязки, имеются необходимые знаки, а обочины очищены от мусора. Далее в списке лучших идут города Талдыкорган, Тараз, Актау и другие.
В городах, которые не вошли в ТОП-10 по дорожной инфраструктуре, дальнобойщики жалуются на качество освещения, непродуманность развязок и качество самих дорожных покрытий. Вопрос оптимизации транспортных путей очень важен, ведь в Казахстане свыше 1,5 млн машин, а общая протяженность трасс — около 88 000 км.
Последние годы ведется строительство и развитие магистралей, реконструкции и возведение мостов, создание обслуживающих центров и мест для отдыха около дорог. Так, в Усть-Каменогорске завершен 1-й этап развития дорожной инфраструктуры. На территории страны запланирована установка свыше 11 000 дорожных знаков.
В ближайшие годы планируется расширение дорог в направлении Алматы и Семей, а также в сторону Астаны. Главная функция финансирования лежит на инвесторах, которые вкладывают деньги в развитие дорожной инфраструктуры не только внутри населенных пунктов, но и междугородних направлений.
В Алматы до 2025 года запланировано улучшение дорожного покрытия, создание четырех развязок и одной эстакады. Также планируется пробить несколько улиц и таким образом расширить транспортную сеть внутри населенного пункта.
Качество дорог, плата за проезд
Не менее важный момент для дальнобоев Казахстана— качество дорожного покрытия в городской черте и за пределами населенных пунктов. Чиновники заявляют, что на 2022 году более 70% автомобильных дорог имеют хорошее или удовлетворительное состояние. К 2025 году планируется увеличить эту цифру до 95%. На развитие и восстановление дорожной сети выделено около 120 млрд тенге.
В реальности ситуация далека от идеала, ведь Казахстан находится на 93 месте по качеству дорожного покрытия. Для сравнения Грузия находится на 81-м месте, Таджикистан — на 50-м, Азербайджан на 27-м. Это означает, что дорожная сеть РК требует больших инвестиций.
Что касается платного проезда, с 1 ноября 2021-го к списку уже действующих дорог добавилось семь дорог республиканского уровня. При этом наибольшая оплата предусмотрена для водителей грузовиков, которым приходится платить в 20 раз больше, чем водителям легковых авто. К новым платным дорогам стоит отнести:
- Шымкент — Ташкент.
- Нур — Султан — Павлодар.
- Щучинск — Кокшетау.
- Капшагай — Талдыкорган.
- Шымкент — Кызылорда.
- Тараз — Кайнар.
- Шымкент — Тараз.
Правительство считает, что введение платных дорог является правильным решением.
Это дает дополнительные возможности в плане финансирования для реконструкции и строительства новых дорог. Оплата может осуществляться наличными через POS-терминал, безналичным платежом или путем предварительной оплаты с помощью дистанционного платежа.
Поборы на дорогах, преступность
Во время поездок по трассам дальнобойщик должен знать особенности общения с местной дорожной полицией. В этой сфере ситуация сложная, ведь по статистике казна РК недополучает около 50 миллиардов рублей. По статистике каждый четвертый водитель дает взятку при нарушении ПДД.
Несмотря на строгий контроль начальства, дорожная инспекция Казахстана находит лазейки для обмана. Многие полицейские просто заклеивают камеру регистратора в служебных авто и берут взятки.
Для борьбы с коррупцией в машинах инспекторов стали устанавливать POS-терминалы для быстрой оплаты со скидкой. Что касается уровня преступности на дорогах Казахстана, он минимальный.
Тенденция последних лет показывает снижение правонарушений на 20-25% ежегодно. Наибольшее число преступлений приходится на Алма-Ату и область, далее идет Восточно-Казахстанский регион. Большая часть нарушителей безработные, но они редко промышляют на дорогах.
АЗС на трассах Казахстана
При планировании поездки по дорогам Казахстана дальнобойщикам нужно спланировать маршрут в плане заправки топлива на АЗС. К основным сетям относится Gasenergy, Gaspromneft, Royal-Petro lи другие.Стоимость топлива почти одинаковая по всей стране, а разница может составлять не более 1-2 тенге.
Больше всего заправок сосредоточено возле крупных городов и на главных магистралях страны. При этом есть участки, где на расстоянии 100-200 и более километров вообще нет автозаправочных станций. Многие заправки ориентированы только на газ, что также необходимо учитывать при планировании маршрута.
Итоги
В отношении инфраструктуры, качества дорог и сетей АЗС Казахстана возникает много вопросов.
Трудности могут возникнуть при движении по платным дорогам или в общении с инспекторами дорожной инспекции, которые падки на получение взяток. Если же анализировать ситуацию в целом, дальнобойщики РК чувствуют себя комфортно и при правильном планировании маршрута легко доставляют товар из точки «А» в точку «В».