Маршруты транзитных автомобильных грузоперевозок через Казахстан

Уникальное географическое положение в сочетании с большой площадью делает Казахстан одним из ключевых направлений товаропотоков между Европой,включая Россию, с одной стороны и Китаем с другой.

Логичным следствием становится активное развитие транспортной инфраструктуры, прежде всего – автомобильной и железнодорожной.

Важным дополнительным аргументом в пользу транзита через Казахстан выступает стабильная политическая ситуация, выгодно отличающая страну от многих соседей. Результатом сочетания перечисленных факторов становится постоянный и стабильный рост объемов транзитных грузоперевозок автомобильным транспортом.

Географическое положение Казахстана

Казахстан – это второе после России по величине государство, которое образовалось на территории бывшего Советского Союза. Большая часть страны расположена в Азии, меньшая – в Европе. Важность Казахстана для транзита грузов объясняется предельно просто.

Важно

Государство граничит как с Россией, так и с Китаем, имеет достаточно развитую транспортную инфраструктуру и фактически выступает связующим звеном между Азией и Европой. Другими соседями страны выступают Туркменистан, Узбекистан и Киргизия.

Уже сегодня можно сказать, что построение Нового Шелкового пути в обход Казахстана практически невозможно. Это приведет к заметному усложнению логистики за счет удлинения маршрутов и снижения пропускной способности. Именно поэтому и Россия, и Китай активно сотрудничают с руководством настолько важного и крупного соседа, успешно налаживая и без того масштабные связи.

Географическое положение Казахстана

Дополнительным аргументом в пользу использования Казахстана для транзита товаров из Европы и России в Китай, а также обратно, становится вхождение государства в Евразийский экономический союз. В результате заметно упрощается пересечение российско-казахстанской границы, так как объем оформляемой таможенной документации сведен к минимуму.

Еще одной важной особенностью географического положения Казахстана выступает расположение на берегу двух крупных водных бассейнов – Каспийского и Аральского морей.

Это позволяет активно использовать так называемые мультимодальные перевозки, когда доставка ведется сразу несколькими видами транспорта. Именно такой вариант построения маршрутов оказывается особенно выгодным, если речь идет о самом популярном на сегодня способе перевозок – контейнерном.

Динамика автомобильных грузоперевозок в Республике Казахстан

Транспортная отрасль Казахстана имеет стандартную структуру. Большая доля перевозок грузов осуществляется железнодорожным транспортом. Но в последние годы активно развиваются два альтернативных варианта доставки – автомобильный и трубопроводный.

Их доля постоянно растет, а совокупный объем грузоперевозок практически сравнялся с железнодорожным. Если говорить отдельно про долю автотранспорта в отрасли в целом, она выросла с 13% в 1998 году до примерно 30% в 2018-м.

Общий грузооборот автомобильного транспорта Казахстана, как внутренний, так и транзитный, вырос с 831 млн. тонн в 1998 году до 3,422 млрд. тонн в 2018-м. Другими словами, произошло более чем 4-х кратное увеличение за 20 лет. В 2019 году объем автомобильных грузоперевозок снова вырос – до 3,55 млрд. тонн.

Только в 2020 году произошло достаточно заметно снижение – сразу на 7,4% (до 3,29 млрд. тонн), которое связано с последствиями пандемии COVID-19. Динамика товаропотоков за первое полугодие текущего года показывает, что это падение будет практически отыграно в течение ближайших 6-8 месяцев.

В планы руководства Казахстана входит возвращение к прежним темпам роста, составляющим 1,5-2,0% в год. Это означает доведение объема автомобильных перевозок до 3 миллиардов 71 миллионов тонн к 2025 году.

Основные направления транзита, Север – Юг и Новый Шелковый Путь

 автомобильные грузоперевозки через Казахстан

Выгодное географическое положение делает Казахстан ключевым направлением транзита сразу по нескольким стратегически важным логистическим маршрутам. Первым и главным из них выступает Новый Шелковый путь, который связывает Европейский союз и Китай.

Объемы контейнерных перевозок по этому направлению всеми видами транспорта растут очень быстро – с 1,1 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент контейнера) в 2011 году до 800 тыс. ДФЭ в 2020-м. Особенно активную роль в построении и развитии Нового Шелкового пути играет Китай, который активно вкладывает средства в улучшение транспортной инфраструктуры, в том числе – на территории Казахстана.

Важной составной частью этого направления транзита выступает грузопоток между Россией и другими странами Восточной Европы с одной стороны и тремя крупными государствами Азии (Китай, Индия, Иран) с другой.

Объем транзита грузов через Казахстан по этому маршруту, часто называемому Север - Юг, практически сопоставим с описанным выше. По состоянию на 2020 год он составляет 680 тыс. ДФЭ (в 2016 году – всего 6 тыс. ДФЭ.

Еще одним серьезным направлением доставки грузов по территории Казахстана в соседние страны выступает направление Китай – государства Кавказа – Турция.

Общий объем контейнерных перевозок всеми видами транспорта в обе стороны по этому маршруту составил в 2020 году 300 тыс. ДФЭ (в 2016-м – 8 тыс. ДФЭ). Выделить долю автомобильного транспорта в приведенных выше данных не получится, так как подобная статистика не ведется.

Тем более – значительная часть таких грузоперевозок является мультимодальными, то есть предусматривающими одновременное использование разных способов транспортировки. Но в любом случае доля грузового автотранспорта весьма велика.

Транспортная инфраструктура Казахстана

Одним из факторов быстрого развития транспортной отрасли Казахстана выступают серьезные инвестиции в инфраструктуру, в том числе – автомобильную. Ключевым проектом стало строительство автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай», реализация которого закончена в 2015 году.

Протяженность трассы составила 2 787 километров, а стоимость прокладки превысила $5,6 млрд. Это далеко не единственный, но самый масштабный инфраструктурный проект в области автомобильного транспорта.

Общая протяженность автомобильных дорог, эксплуатируемых на территории Казахстана, составляет 150 тыс. км. Из них более 90 тыс. км имеют асфальтовое покрытие. С некоторой долей условности можно выделить три основных направления перевозок автотранспортом, куда средства вкладываются особенно активно:

  • Россия, Евросоюз и государства Балтии;
  • Китай, Япония и государства Юго-Восточной Азии;
  • Иран, Турция, государства Кавказа и Центральной Азии.

Приведенная выше статистика наглядно демонстрирует, насколько успешными оказываются инвестиции в инфраструктуру. Быстрый рост объема перевозок по каждому из перечисленных направлений становится лучшим подтверждением эффективности.

Правовое обеспечение транзита

Республика Казахстан входит в ВТО и ЕАЭС. А потому главными гарантиями надежного и удобного транзита через территорию государства становится объемный пакет документации, который подписывается всеми участниками этих масштабных и очень влиятельных международных организаций.

Кроме того, Казахстан имеет немало двухсторонних документов, подписанных с основными торговыми партнерами страны, включая Россию, Китай и Европейский союз. В сочетании со стабильной политической и экономической ситуацией это обеспечивает надежность транзитных потоков грузов через территорию государства.

Итог

Республика Казахстан стала в последние годы ключевым направление транзитных автомобильных грузоперевозок. Это связано с одновременным воздействием нескольких факторов. Первым из них выступает уникальное географическое положение страны на территории двух частей света – Европы и Азии в самом центре континента.

Другими не менее важными аргументами в пользу транспорта грузов через Казахстан выступают развитая инфраструктура, которая к тому же активно обновляется, грамотная политика руководства страны и стабильная политическая ситуация внутри государства. Поэтому не стоит сомневаться в том, что тенденция быстрого роста объема грузоперевозок, которая сформировалась в течение двадцати последних лет, сохранится надолго – как минимум, еще на одно-два десятилетия.

Рейтинг: 16
Всего оценок: 6 Комментариев: 4 Просмотров: 1361
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 16-07-2021 / Обновлено: 26-07-2021
Комментарии
Мария Москва 16.07.2021

Да, через Казахстан удобно перевозить товары в Китай, в этом способе сплошные плюсы. Одно только уменьшение бумажной волокиты на таможне многого стоит! А новая автомагистраль позволила переправлять грузы еще быстрей. 

0
0
Ответить
Наталья Белгород 16.07.2021

Действительно, если проанализировать политическую и экономическую ситуацию стран-соседей, а так же транзитные предложения, чётко вырисовывается картина целесообразности транзита через Казахстан.

0
0
Ответить
Владимир Герман 16.07.2021

Уникальное географическое положение еще не гарантирует получение доходов в казну, поэтому решительные шаги правительства Казахстана по развитию инфраструктуры крайне важны для страны.

0
0
Ответить
Субхан Москва 16.07.2021

С торговой точки зрения Казахстан расположен отлично, рядом 5 стран, среди которых мощнейшая Китайская Республика, которой можно продавать свои товары. В этом смысле Казахстану повезло.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: