Актау – преимущества только на бумаге
В транспортном ведомстве Казахстана прогнозируют рост объёмов перевалки до 10 млн тонн, из них 4 млн – это экспортные грузы. Развитие морской портовой логистики Казахстана объясняется увеличением потока транзитных грузов. В настоящее время мировая логистическая система не может обойти Каспийское море. Казахстан готов в этом принять самое активное участие и поэтому инвестирует существенные объёмы средств в морские порты.
- По прогнозам, в текущем года контейнерооборот порта Актау увеличится как минимум в два раза и составит до 50 тысяч TEU, - сообщил в пресс-релизе управляющий портом АО «НК OCZ».
Февральская заявка на перевозки через порт Актау достигла 1 657 TEU контейнеров. Подобные темпы позволят удвоить этот показатель до 3 099 TEU. Ожидается, что объем перевозок по Транскаспийскому международному логистическому маршруту до конца года увеличится в шесть раз и составит 3,2 млн тонны.
В то же время Грузия заверяет в продолжении расширения проекта порта Анаклия. Вице-премьер Леван Давиташвили отметил, что для возобновленного проекта, приостановленного в 2020 году, есть инвестор. Согласно проекту, модернизация порта позволит принимать суда с осадкой до 17 метров. Новый глубоководный порт, которым станет Анаклия, будет единственным объектом, куда смогут заходить суда, предназначенные для эксплуатации в Панамском канале.
Анаклия войдет в состав транскаспийского коридора и станет одним из важнейших терминалов. Данный объект будет конкурировать с крупнейшим черноморским портом Грузии – Поти. Его пропускная способность составляет 6,5 млн тонн грузов в год, однако его мощности в большей степени простаивают. В настоящее время им управляет Maersk. Терминал занят на обслуживании 85 % внутренних контейнерных перевозок.
Данная ситуация не может не беспокоить Казахстан. Увеличить мощности Актау позволит скорейшее завершение строительства контейнерного хаба на площади 19 га. Однако, ни земли, ни средств под закупку оборудования пока не выделено. В частности, следует срочно решать вопрос о строительстве пункта стационарного смотрового досмотра. Пока в Актау эксплуатируется мобильная версия, которая не справляется с увеличившимся потоком грузов.