В Казахстане экспедитор прибрал к рукам 370 млн рублей и сбежал
В Казахстане 22 поезда с российскими грузами были задержаны из-за того, что экспедитор прибрал к рукам 370 млн рублей и сбежал. Это стало возможным после мошеннических действий с банковскими картами.
Дело в том, что система платежей, существующая сегодня, позволяет это сделать при попустительстве Казахстанских железных дорог (КТЖ). Перед отправкой денег и груза КТЖ подтвердили платежеспособность грузоперевозчика. Деньги были отправлены, но на счёт КТЖ не попали. Теперь Казахстанские железные дороги отказываются перевозить грузы по причине отсутствия оплаты перевозки груза. На 26 января простой вагонов составлял 19 дней.
Положение перевозчиков в Центральной Азии складывается таким образом, что оплату тарифа могут производить только резиденты. Российская компания должна найти партнера из Казахстана и перевести ему деньги с условием оплаты услуги перевозки груза. Можно, конечно прибегнуть к возможностям собственной компании-резидента. Но открыть её и содержать под силу крупным перевозчикам.
Компания согласовывает перевозку с КТЖ, перечисляет деньги резиденту, а дальше наступает ответственность КТЖ и экспедитора, который должен перевезти деньги за услугу по перевозке груза по железным дорогам.
У перевозчика возник вопрос: почему груз, за перевозку которого не прошла оплата, всё же был переправлен за границу? Создается впечатление, что здесь имел место быть сговор экспедитора и сотрудников КТЖ. В настоящее время идет разбирательство, а тем временем перевозчику начисляется пени за простой. Если за перевозку груза будет не заплачено, то груз подлежит аресту.
Да, ситуация сложная и, к сожалению, не новая. При наличии цифровизации таких случаев не может быть, но Казахстан отстает в этом плане. Поэтому подобное мошенничество стало возможным. Предприятие заключило договор с компанией КТЖ, получила скидку в 30% на перевозку 8 млн тонн грузов.
КТЖ может потребовать от грузоотправителей в настоящий момент оплату полной суммы платежей без скидки, а также оплаты за простой вагонов. В итоге грузоотправителям придётся заплатить дважды, и заплатить больше, чем они первоначально планировали.
Перевозчики обращаются в КТЖ с просьбой о введении моратория на простой. Пока положительного решения нет. Диалог идёт сложно. А полный отказ в повторной оплате груза может привести к полной его потери, поскольку, напомним, груз находится на территории Казахстана. Чтобы этого будущем не произошло, нужно поменять систему платежей между грузоотправителем и КТЖ.