Как грузопотоки собираются преодолеть Каспий и Чёрное море?
Для эффективных перевозок грузов из Китая в Европу пропускная способность Транскаспийского участка данного логистического маршрута должна быть увеличена не менее, чем в два раза. В этом случае отправка грузов Южно-Китайским грузовым составом будет максимально оптимизирована.
По сообщению Генерального секретаря Транскаспийской международной транспортной ассоциации (ТМТР), с сентября текущего года ожидается, что количество судов, курсирующих между портами Актау в Казахстане и Баку в Азербайджане, существенно увеличиться.
Следовательно, пропускная способность транскаспийского логистического маршрута должна будет справляться с удвоенной нагрузкой. В настоящее время данный участок пути находится в центре внимания всего транспортно-логистического мирового сообщества, поскольку он признан единственной наиболее реальной альтернативой традиционному пути из Китая в Европу с транзитом через Россию.
Большинство стран Средней Азии: Узбекистан, Туркменистан и Иран, - предлагают свои варианты. Однако каждое предложение требует доработки и существенной финансовой поддержки. В любом случае на пути движения грузов находится Каспийское море. Это серьёзно ограничивает пропускную способность всего коридора.
Небольшой морской участок через Каспий длительное время считался самым уязвимым участком на маршруте. В настоящее время грузовые рейсы в обе стороны через Каспийское море регулярно осуществляют только три парома.
Пока на участке Каспийского моря в регулярном кругообороте находятся три фидерных судна вместимостью 350 TEU, 125 TEU и 125 TEU соответственно. Всего 600 TEU. Регулярность движения трёх судов составляет три рейса туда и обратно в неделю.
Таким образом, максимальная общая пропускная способность для рейса в одну сторону составляет 3000 TEU в неделю, что эквивалентно 30-40 поездам. Дополнительный запуск в рейс трёх новых судов, который планируется в сентябре этого года увеличит пропускную способность всего участка ровно в два раза. С добавлением трех новых судов в сентябре вместимость может удвоиться.
Справедливости ради следует отметить, что перевозка через Каспийское море – это не единственная проблема нового логистического маршрута. Увеличились риски прохождения грузовых судов через Чёрное море. В частности, черноморский румынский торговый порт Констанца с трудом справляется с наплывом грузов. Кроме того, в последнее время страховые компании неохотно предоставляют услуги по страхованию трансчерноморских перевозок.