Как обновить автопарк и не разориться?
Город Кызылорда остался без автобусов. Как иначе оценить ситуацию, когда 50 процентов, приобретённых 5 лет назад новых автобусов, практически не подлежат восстановлению? Не так давно власти Кызылорды закупили 92 автобуса. Финансовую поддержку в программе обновления автопарка оказал Европейский банк реконструкции и развития.
В настоящее время транспортное предприятие опутано крупными долгами. Руководство автопарка заключило сделку в валюте. Девальвация сыграла с ними злую шутку – валюта подорожала, соответственно в несколько раз увеличилась и задолженность.
Однако и качество техники оказалось, мягко говоря, не на высоте. Безусловно, на предприятии понимали, что гарантированный безремонтный период новых автобусов весьма невелик. Но при этом надеялись, что успеют хотя бы вернуть потраченные средства. К сожалению, имеющийся бюджет не позволяет приобретать хорошие автобусы. В качестве альтернативы многие перевозчики обращаются к российским производителям по нескольким причинам:
- российские автобусы не хуже техники из Китая;
- их доставка обходится гораздо дешевле;
- их техобслуживание гораздо проще;
- поставки запчастей и комплектующих из России осуществляются без перебоев и намного быстрее, чем из Китая.
Городские автопарки лишены свободы выбора. Несмотря на то, что вся Европа ездит на «Мерседесах» и MANах, казахстанские предприятия не могут позволить себе приобрести автобусы высокого класса. Казалось бы, многие автопарки самостоятельно решают, автобусы какого производителя закупать. Однако на этом их самостоятельность заканчивается. Они не могут принимать решение о закупке той или иной модели ввиду отсутствия средств на первоначальный взнос.
Местные органы власти в рамках реализации программы обновления автопарка навязывают удобные для них решения, распределяя между транспортными предприятиями уже закупленную технику. Однако сам процесс распределения новых автобусов происходит несправедливо. У одних предприятий требуют дополнительные залоги, другим – передают технику на более выгодных договорных условиях, отдают без дополнительной финансовой нагрузки.
Несмотря на все сложности, обновлять автопарк городу Кызылорга всё же удаётся. Основа стабильной, плановой работы – это полное государственное субсидирование.