Казахстан подключился к соглашению о применении навигационных пломб в ЕАЭС
Верхняя палата парламента страны 2-го марта проголосовала за ратификацию соглашения об использовании электронных навигационных пломб. Сегодня такая система действует в странах Евразийского экономического союза в виде экспериментального проекта. Как только закон вступит в силу, определенные виды перевозок должны будут отслеживаться инновационными устройствами.
Соглашение об обязательном использовании таких отслеживающих устройств приняли в российской столице в апреле 2022-го года. Согласно решению, эти пломбы должны расширить и упростить использование электронных технических средств при организации перевозок по территории ЕАЭС. Кроме того, такие навигационные устройства существенно упрощают государственный контроль в отношении определенного перечня товаров, которые пересекают границы стран Союза.
Власти Казахстана отмечают, что теперь, в соответствии с соглашением и проголосованным сенатом законом, навигационные пломбы станут обязательными для транспортировки следующих категорий товаров: алкогольные напитки, табачная продукция, другие подакцизные и все санкционные товары. При этом, если санкционный товар запрещен для реализации хотя бы в одной из стран союза, пломба обязательна. Действовать новая система будет для грузовых и железнодорожных перевозок.
С помощью этих навигационных пломб можно будет прослеживать весь путь груза, а также в режиме реального времени узнавать, покинул ли он территорию страны. Пломбы также дают возможность получать информацию о том, прибыл ли груз в пункт назначения. Эти методы упрощают и сокращают процедуру таможенного контроля. Еще одно достоинство электронных устройств – меньше бумажной волокиты, что в целом существенно ускоряет перевозку по станам ЕАЭС.
Дума РФ ратифицировала соглашение в октябре 2022-го года. В последних числах февраля 2023-го года Российская Федерация и Беларусь запустили совместную экспериментальную программу по использованию этих пломб. В данный момент экспериментально пломбируются только лесоматериалы, которые экспортируются в Россию или перевозятся транзитом в другие государства Евразийского союза. Эксперимент будет длиться до конца июня.
В планах также создать пилотный проект, который касается грузовых перевозок из Российской Федерации в Кыргызстан, идущих транзитом через Казахстан. Однако какие именно товары будут пломбироваться, не уточнили. Это нововведение начнет работать полноценно тогда, когда его примут все страны ЕАЭС. Точная дата не сообщается, но известно, что после вступления закона в силу некоторое время будет действовать переходный период.