Подводим итоги минувшего года: Что привело к росту казахстанских грузоперевозок?
Эксперты, изучившие положение дел, сложившееся в сфере автомобильных грузоперевозок в РК в прошлом году, пришли к выводу, что спрос на указанные услуги в 2022 заметно увеличился. Соответствующие сведения были получены от представителей одной из ведущих в стране бирж грузоперевозок.
Согласно данным ведомства, значительнее всего спрос увеличился на перевозки по направлению «Казахстан – другие государства». Выводы об этом были сделаны на основании того, что количество оставленных на указанной бирже заявок на организацию грузоперевозок увеличилось более чем вдвое, прибавив к показателям 2021 года 122 процента. Значительный рост наметился и в ставках на подобные услуги – они наблюдаются на уровне 41 процента.
Однако динамика роста оказалась неравномерной. В начале 2022 активность была минимальной, затем, с приходом весны, она слегка увеличилась, а уже к лету начался стремительный рост грузопотока, который продержался вплоть до конца года. Ключевым дайвером роста стали перевозки в Российскую Федерацию, их объем увеличился на 109 процентов. Внушительное увеличение спроса наблюдалось на доставку грузов из РК в Беларусь, Узбекистан, Польшу и Германию.
По словам экспертов, объясняется такая тенденция тем, что весной около десятка крупных логистических компаний из России и Белоруссии зарегистрировались в Казахстане с целью обхода антироссийских санкций. Иначе они не могли выполнять заказы из стран ЕС и работать на привычных направлениях. Вполне предсказуемо это повлекло за собой повышение конкуренции на внутреннем рынке и усилило роль Казахстана в налаживании новых логистических цепочек. Как следствие – значительное увеличение числа заявок на трансграничные грузоперевозки с привлечением именно автомобильного транспорта, что поспособствовало сохранению баланса между спросом и предложением.
А вот если говорить об импортных перевозках, то в этой отрасли ситуация более спокойная. Число заявок в годовом выражении возросло не более чем на 10 процентов, ставки повысились всего на 7 процентов. Увеличилась доля перевозок из таких государств, как Польша, Италия, Беларусь и Германия, незначительное увеличение грузопотока наблюдалось из Грузии и Турции. А вот по направлении в РФ заявок даже стало немного меньше.
На внутреннем рынке ситуация аналогичная: количество заявок возросло более чем на 70 процентов, причем, наиболее активный рост объемов начался весной и сохранился до конца года. Подросли и ставки, однако не столь значительно, как на международные грузоперевозки – процентов на 20. Больше всего грузов возили в Мангистаускую область и в столичный регион.