Перевозчикам из Казахстана угрожают белорусы
Президент Союза международных перевозчиков республики (КазАТО) выражает беспокойство по поводу сложившейся тенденции к утере контроля над традиционной для Казахстана частью международного рынка автомобильных грузоперевозок.
Простой анализ ситуации продемонстрировал снижение доли казахстанских автогрузоперевозок на 4% в первом полугодии текущего года по сравнению с тем же периодом 2020 года. В настоящее время наблюдается рост присутствия в Казахстане белорусских автоперевозчиков.
Махсат Сактаганов, президент КазАТО, подчеркнул, что белорусские компании привлекают именно водителей из Беларуси для автоперевозок. «То есть весь их штат, а это директора, менеджеры – это граждане Беларуси, а не Казахстана. Таким образом, все налоговые отчисления поступают именно в Беларусь», - отмечает глава КазАТО.
В Союзе утверждают, что государственная политика республики идёт вразрез с интересами перевозчиков. Ярким примером служит порядок организации утилизационного сбора.
Исправить ситуацию помогла бы нулевая ставка утильсбора в Казахстане, которую могли бы без особого ущерба распространить на грузовики не старше пяти лет. Кроме того, необходимо пересмотреть ставку сбора за первичную регистрацию авто на рынке ЕАЭС и привязать её к унифицированному показателю.
Это помогло бы оздоровить конкуренцию между казахстанскими и белорусскими игроками на международном рынке грузоперевозок. Махсат Сактаганов напомнил о том, что понятие «утилизационный сбор» впервые было введено в 2018 году. Это привело к удорожанию коммерческого автотранспорта, используемого в сфере перевозок грузов.
Ставка утильсбора для грузовиков массой от 12 до 20 тонн со сроком эксплуатации до трех лет в Казахстане самая высокая по сравнению с Россией и Беларусью. Разница в размере оплаты между Казахстаном и Беларусью составляет более 30%. Это изначально ставит казахстанским перевозчиков в невыгодное положение со своими прямыми конкурентами.
Правительству необходимо учитывать сложившееся положение дел и принять соответствующие меры. Уже сейчас автоперевозчики Казахстана откладывают сроки обновления автопарка, поскольку лишены возможности приобретать собственный подвижной состав в соответствии с европейскими стандартами.