Почему МТК СЮ – невыгодный маршрут
В конце июля завершил работу XII международный экономический саммит «Россия — Исламский мир: KazanSummit 2021». В качестве одного из важнейших вопросов, стало обсуждение перспектив развития международного транспортного коридора «Север — Юг» (МТК СЮ).
Несмотря на то, что данный маршрут является один из важнейших евразийских направлений, реализация проекта постоянно сталкивается с рядом проблем. При этом эксперты отмечают, что техническое состояние признано удовлетворительным, готовым к эксплуатации. Причиной того, что запуск МТК СЮ всё время откладывается, является отсутствие грузовой базы.
Логистические возможности МТК не уступают Суэцкому каналу. Воспользовавшись им, перевозчики нисколько не потеряют во времени и в стоимости грузоперевозок в северные регионы. Остро стоит проблема технической основы перевозок грузов по международному транспортному коридору.
Вопреки всем условиям перевозчики сталкиваются с проблемами задержки грузов, простоев и непредвиденных расходов. Стоимость перевозки оказалась гораздо выше из-за малых объёмов грузов и порожних обратных рейсов.
Россия, Азербайджан, Иран и Индия наиболее заинтересованы в практической реализации задуманного проекта. Поэтому готовы предложить выход из создавшейся ситуации.
Так, в Астраханской области переоборудован порт Оля, через который отправляются грузы на Каспий. Азербайджан закончил реконструкцию собственной железнодорожной сети, пообещал Ирану помощь в строительстве незаконченного участка Решт - Астара.
Иран отрапортовал о завершении строительства ответственного участка Чабахар – Захедан. Его запуск позволит подключить к новой логистической сети глубоководный порт к железнодорожной сети.
В настоящее время, к сожалению, приходится констатировать, что МТК СЮ как транспортный путь пока не представляет экономического интереса. Чтобы исправить это, необходимо сформировать надёжный поток грузов и планомерно работать над развитием товарооборота между заинтересованными странами-участницами.