В Казахстане изменятся правила утилизационного сбора на грузовики
Президент Касым-Жюмарт Токарев поручил правительству пересмотреть утилизационный сбор на грузовой транспорт. Несколько лет перевозчики Казахстана обращались с данной просьбой. На сегодня жалобы бизнеса на необходимость пересмотра утилизационного сбора на грузовой транспорт увеличились. Снижение утилизационного сбора на грузовики поможет выдержать конкуренцию с иностранными грузоперевозчиками.
На данный момент размер утильсбора за один тягач в среднем составляет 1,6 млн тенге. В связи с этим грузоперевозчикам утилизационный сбор несет за собой существенные расходы. Грузоперевозчики не могут обновить свой автопарк и теряют позицию на рынке. С 2017 года доля отечественных перевозчиков на рынке международных перевозок сократился практически в полтора раза, подчеркнул президент и поручил правительству подготовить предложения по данному вопросу.
Руководитель компании Vista Trans Куат Абаев считает, что данное предложение будет весьма кстати. У него в ТОО работает 13 машин 2013-2014 годов, необходимо обновлять парк. Покупаешь машину в евро, платишь 5 процентов пошлину, плюс к этому непонятный утильсбор и первичную регистрацию, отмечает Абаев.
По его словам, первичная регистрация уже не новой техники составляет 750 тыс.тенге. Плюс к этому нужно оплачивать утильсбор около 1,6 млн тенге, все зависит от тоннажа. С просьбой снизить ставку и убрать плату за первичную регистрацию он обращался в правительство и Союз международных автомобильных перевозчиков Казахстан (КазАТО), в которую входят около 350 автотранспортных компаний.
Стоит напомнить, что утилизационный сбор на грузовики введен с 1 января 2016 года для грузового транспорта с массой выше 12 т, но не более 20 тонн. Базовая ставка составляет 3,063 миллион тенге, а максимальная – почти в два раза выше. Что касается соседей, то у российских и белорусских перевозчиков другие условия развития.
От утильсбора и НДС в Беларуси освобождены грузовики массой от 12 до 50 тонн. Благодаря такой поддержке автоперевозчики в Беларуси смогли обновить свой автопарк. Россия построила пять новых заводов, которые выпускают различные грузовики.
Без господдержки Казахстан обновляет свой парк гораздо медленнее. С 2016 года приобретено только лишь 819 машин. Отечественные производители не могут полностью обеспечить международные грузоперевозки.
Для покупки новых грузовиков перевозчиков может стимулировать мягкие условия по утильсбору и первичной регистрации машин. Предложение об отмене сбора за первичную регистрацию поддержали в министерстве финансов и национальной экономики, а насчет снижения ставки подобных выплат государственные органы не настроены обсуждать.