Пожарная машина ЗИЛ-133ГЯ
Пожарная машина ЗИЛ-133ГЯ — тяжелая автоцистерна на шасси ЗИЛ-133, выпускавшаяся в СССР с 1975 по 1992 годы. Предназначена для тушения пожаров с помощью воды, пены и порошка. Была широко распространена в Советском Союзе и странах бывшего Варшавского договора.
Оглавление
Использовалась для тушения пожаров в крупных населенных пунктах, на промышленных объектах и в сельской местности. До сих пор можно встретить эту надежную технику в пожарных частях Республики Казахстан. Ниже рассмотрим технические характеристики машины, ее конструктивные особенности, плюсы и минусы.
Пожарная машина на базе ЗИЛ-133, общее описание
Разработка пожарки на базе ЗИЛ-133 начата в СССР в 1970-х годах. В то время в стране остро стояла проблема обеспечения пожарной безопасности, особенно в сельской местности. Для решения дилеммы требовалась техника, которая была бы достаточно мощной и надежной, чтобы работать в любых условиях, включая бездорожье.
ВажноВ результате разработки в 1975-м была выпущена первая серийная модель на базе ЗИЛ-133. Она получила обозначение АЦ-40(133)-137.
Машина имела следующие особенности:
- тяжелое шасси ЗИЛ-133, которое обеспечивало хорошую проходимость и устойчивость на пересеченной местности;
- мощный двигатель V8, гарантирующий высокую скорость и маневренность машины;
- центробежный насос для высокой производительности подачи воды и пены;
- емкая цистерна для увеличенного запаса воды при тушении пожара.
Корпус пожарной машины на базе ЗИЛ-133 представляет собой цельнометаллический, сварной каркас, обшитый листовым металлом. В задней части расположена цистерна для воды, а спереди — насос, стволы и вспомогательное оборудование.
Цистерна для воды имеет емкость на 4000 л (до 4.8 т). Изготовлена из листового металла и имеет люк для забора воды. Насос пожарной машины является центробежным и имеет производительность 40 л/с. Обеспечивает подачу воды и пены к пожарным стволам.
Техника на базе ЗИЛ-133 оснащена шестью ручными стволами, которые используются для подачи воды и пены к огню. К вспомогательному оборудованию пожарной машины на базе ЗИЛ-133 относятся лестница, генератор и шкаф для пожарного инструмента.
Автомобиль ЗИЛ-133, технические характеристики
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Колесная формула | 6х4 |
Объем двигателя, л | 10,85 |
Габариты (ДхШхВ), м | 9.25х2.5х2.504 |
Передняя / задняя колея, м | 1.835 / 1.85 |
Клиренс, м | 23,5 |
Радиус разворота, м | 12 |
Вместимость емкости для воды, л | 4,8 |
Двигатель
Мотор ЗИЛ-133ГЯ — 8-цилиндровый, 4-тактный дизельный агрегат с непосредственным впрыском. Разработан в СССР в 1970-х годах и устанавливался на различные грузовые автомобили, в том числе на пожарные машины.
Параметры двигателя | Значения |
---|---|
Объем, л | 10,8 |
Мощность, л.с. | 210 при 2600 об/мин |
Коэффициент сжатия | 17.5 к 1 |
Охлаждение | жидкостное |
Смазка | комбинированная |
Зажигание | транзисторное |
Питание | механическое, ТНВД |
Вес, кг | 730 |
Расход горючего, г/л | 178 |
Крутящий момент, Н*м | 650 |
БЦ сделан из чугуна, а ГБЦ из алюминия. При создании поршней использовался алюминиевый сплав, а шатунов — кованая сталь. Коленвал также стальной, что обеспечивает максимальную мощность конструкции.
Подвеска, трансмиссия и ходовая часть
Передняя подвеска ЗИЛ-133ГЯ состоит из пары продольных полуэллиптических рессор, 2-х телескопических амортизаторов и такого же количества поворотных кулаков. Рессоры расположены на продольных рычагах, зафиксированных на раме автомобиля. Амортизаторы крепятся к рамной части и поворотным кулакам. Последние соединены со ступицами колес шаровыми шарнирами.
Задняя подвеска имеет такую же конструкцию за исключением наличия 2-х реактивных тяг. В их функции входит ограничение поперечных перемещений заднего моста. РаздаткаЗИЛ-133ГЯ представляет собой 2-ступенчатую коробку передач, которая обеспечивает передачу крутящего момента от коробки на передний и задний мосты.
Карданная передача состоит из двух карданных валов, которые передают крутящий момент от КПП на раздаточную коробку, а также от раздатки на передний и задний мосты. Главная передача —2-ступенчатая коробка, которая увеличивает момент и передает его на ведущие колеса. Ведущие мосты идут с коническими дифференциалами. Они обеспечивают передачу крутящего момента от главной передачи на ведущие колеса.
Тормозная система ЗИЛ-133ГЯ 2-контурная, пневматическая, с раздельным торможением для переднего и заднего мостов. Конструктивные особенности:
- пневматический компрессор расположен на двигателе, обеспечивает питание системы сжиженным воздухом;
- 2-секционный тормозной кран находится в кабине водителя, служит для управления тормозной системой;
- тормозные камеры установлены на каждом колесе автомобиля, преобразуют давление сжатого воздуха в механическую силу (приводит в действие тормозные колодки);
- колодки — расположены на каждом колесе автомобиля, прижимаются к тормозным барабанам, что приводит к торможению;
- барабаны установлены на всех колесах, вращаются и обеспечивают поверхность для прижатия тормозных колодок;
- пневматические шланги и трубки — соединяют между собой различные узлы.
При нажатии на педаль 2-секционный тормозной кран направляет сжатый воздух в тормозные камеры. Последние приводят в действие колодки, которые прижимаются к барабанам. Это приводит к торможению.
Коробка передач ЗИЛ-133ГЯ
КПП ЗИЛ-133ГЯ механическая, 10-ступенчатая,с передним приставным делителем передач. Обеспечивает 10 скоростей вперед и 2 назад. Корпус коробки отлит из серого чугуна. Состоит из двух половин, которые соединяются болтами, а внутри расположены основные узлы.
Механизм переключения скоростей расположен на верхней крышке. Он состоит из рычага переключения, кулис, тяг и вилок. В качестве основных элементов также используются шестерни ведущего, ведомого и промежуточный валов. Синхронизаторы обеспечивают плавное и безударное переключение передач. Они используются на всех передачах, кроме 1-й и заднего хода.
Держатель синхронизаторов расположен на промежуточном валу и служит для крепления синхронизаторов.Ведущий вал находится спереди КПП. Он передает крутящий момент от ДВС на промежуточный элемент. Ведомый вал находится в задней части коробки. Он передает крутящий момент от промежуточного элемента на задние мосты.
Промежуточный вал установлен между ведущим и ведомым, направляет крутящий момент от ведущего на ведомый вал, а также на делитель передач. Последний установлен в передней части КПП. Он позволяет выбирать между передним и задним приводом.
Переключение скоростей осуществляется с помощью рычага, который расположен на полу кабины. При перемещении ручки вилки перемещаются и соединяют ведомые с ведущими шестернями. При этом синхронизаторы обеспечивают плавное и безударное переключение. Они работают так:
- При перемещении рычага КПП вилки переключения передач входят в зацепление с синхронизаторами.
- Последние выравнивают скорости вращения ведомой и ведущей шестерен.
- Вилка переключения передач полностью входит в зацепление с ведомой шестерней, и передача переключается.
Кабина автомобиля ЗИЛ-133ГЯ
Кузов кабины ЗИЛ-133ГЯ сделан из листового металла и имеет цельносварную конструкцию. Состоит из 2-х половин, которые соединяются болтами. Крыша имеет два люка для доступа к двигателю и к оборудованию на крыше.Стекла изготовлены из закаленного стекла. Они имеют резиновые уплотнители для защиты от попадания воды и пыли.
Кабина ЗИЛ-133ГЯ оснащена отопителем, обеспечивающим обогрев салона в холодную погоду и работает от системы охлаждения двигателя. Внутри находится три сиденья, а водительское регулируется по высоте и наклону.
Приборная панель кабины ЗИЛ-133ГЯ расположена перед водителем. На ней предусмотрен спидометр, тахометр, указатель уровня топлива, давления масла и другие приборы. Рулевое колесо имеет удобное расположение, а колонка регулируется по высоте. Лобовое стекло в комплексе с боковыми зеркалами обеспечивают отличную обзорность.
Для управления автомобилем предусмотрено три педали, а также рулевое колесо. На потолке предусмотрена розетка, к которой при необходимости можно быстро подключить переносную лампу. Последняя может работать даже при выключенной «массе», ведь находится в цепочке «аварийки».
Установка пожаротушения
Противопожарное оборудование предназначено для тушения пожаров на автомобилях и объектах, расположенных рядом с ними. Состоит из следующих основных узлов:
- Цистерна — имеет емкость около 4000 л. Изготовлена из листового металла и имеет люк для забора воды.
- Насос — центробежный, производительность 40 л/с. Обеспечивает подачу воды и пены.
- Стволы — шесть, применяются для подачи воды к огню.
- Пульт управления — расположен в кабине автомобиля. Применяется для включения и выключения насоса, а также для регулирования подачи воды и пены.
Пожарная установка ЗИЛ-133ГЯ работает следующим образом. Вода из автоцистерны подается насосом к пожарным стволам.Стволы используются для подачи воды и пены, а пульт для контроля процесса.
Достоинства и недостатки
Пожарная установка ЗИЛ-133ГЯ обладает как плюсами, так и минусами, которые определяют эффективность в различных чрезвычайных ситуациях.
Преимущества:
- специализированное оборудование, позволяющее эффективно справляться с разнообразными чрезвычайными ситуациями;
- маневренность и высокая подвижность, что позволяет оперативно реагировать и быстро доставлять оборудование к месту происшествия;
- грузоподъемность и способность перевозить большое количество воды, пены, а также других средств тушения пожаров и борьбы с опасными веществами;
- большой запас хода, который достигает 1000 км;
- надежная и простая конструкция, которая обеспечивает большой срок службы транспорта;
- способность выполнять задачи даже в сложных условиях.
Минусы пожарной установки:
- необходимость высокой квалификации и сложного обслуживания, что повышаетзатраты на обучение персонала;
- большие расходы на покупку и обслуживание;
- низкое качество отделки салона;
- чрезмерно шумный двигатель;
- небольшая мощность печки, которая не позволяет обеспечить ожидаемый уровень комфорта;
- малый запас хода.
Несмотря на ряд минусов, машина надежна и редко выходит из строя. Она имеет солидный ресурс и долго служит, но при условии правильной эксплуатации и замены вышедших из строя деталей.
Заключение
ЗИЛ-133ГЯ — надежный и неприхотливый грузовик, который хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации. Он имеет высокую грузоподъемность, большой запас хода и хорошую проходимость. Минус в том, что автомобиль имеет высокий расход топлива и низкую скорость.