Пожарная машина ЗИЛ-133ГЯ

Пожарная машина ЗИЛ-133ГЯ — тяжелая автоцистерна на шасси ЗИЛ-133, выпускавшаяся в СССР с 1975 по 1992 годы. Предназначена для тушения пожаров с помощью воды, пены и порошка. Была широко распространена в Советском Союзе и странах бывшего Варшавского договора.

Использовалась для тушения пожаров в крупных населенных пунктах, на промышленных объектах и в сельской местности. До сих пор можно встретить эту надежную технику в пожарных частях Республики Казахстан. Ниже рассмотрим технические характеристики машины, ее конструктивные особенности, плюсы и минусы.

Пожарная машина на базе ЗИЛ-133, общее описание

Пожарная машина ЗИЛ-133ГЯ

Разработка пожарки на базе ЗИЛ-133 начата в СССР в 1970-х годах. В то время в стране остро стояла проблема обеспечения пожарной безопасности, особенно в сельской местности. Для решения дилеммы требовалась техника, которая была бы достаточно мощной и надежной, чтобы работать в любых условиях, включая бездорожье.

Важно

В результате разработки в 1975-м была выпущена первая серийная модель на базе ЗИЛ-133. Она получила обозначение АЦ-40(133)-137.

Машина имела следующие особенности:

  • тяжелое шасси ЗИЛ-133, которое обеспечивало хорошую проходимость и устойчивость на пересеченной местности;
  • мощный двигатель V8, гарантирующий высокую скорость и маневренность машины;
  • центробежный насос для высокой производительности подачи воды и пены;
  • емкая цистерна для увеличенного запаса воды при тушении пожара.

Корпус пожарной машины на базе ЗИЛ-133 представляет собой цельнометаллический, сварной каркас, обшитый листовым металлом. В задней части расположена цистерна для воды, а спереди — насос, стволы и вспомогательное оборудование.

Цистерна для воды имеет емкость на 4000 л (до 4.8 т). Изготовлена из листового металла и имеет люк для забора воды. Насос пожарной машины является центробежным и имеет производительность 40 л/с. Обеспечивает подачу воды и пены к пожарным стволам.

Техника на базе ЗИЛ-133 оснащена шестью ручными стволами, которые используются для подачи воды и пены к огню. К вспомогательному оборудованию пожарной машины на базе ЗИЛ-133 относятся лестница, генератор и шкаф для пожарного инструмента.

Автомобиль ЗИЛ-133, технические характеристики

Технические характеристики Значения
Колесная формула 6х4
Объем двигателя, л 10,85
Габариты (ДхШхВ), м 9.25х2.5х2.504
Передняя / задняя колея, м 1.835 / 1.85
Клиренс, м 23,5
Радиус разворота, м 12
Вместимость емкости для воды, л 4,8

Двигатель

Мотор ЗИЛ-133ГЯ — 8-цилиндровый, 4-тактный дизельный агрегат с непосредственным впрыском. Разработан в СССР в 1970-х годах и устанавливался на различные грузовые автомобили, в том числе на пожарные машины.

Параметры двигателя Значения
Объем, л 10,8
Мощность, л.с. 210 при 2600 об/мин
Коэффициент сжатия 17.5 к 1
Охлаждение жидкостное
Смазка комбинированная
Зажигание транзисторное
Питание механическое, ТНВД
Вес, кг 730
Расход горючего, г/л 178
Крутящий момент, Н*м 650

БЦ сделан из чугуна, а ГБЦ из алюминия. При создании поршней использовался алюминиевый сплав, а шатунов — кованая сталь. Коленвал также стальной, что обеспечивает максимальную мощность конструкции.

Подвеска, трансмиссия и ходовая часть

Передняя подвеска ЗИЛ-133ГЯ состоит из пары продольных полуэллиптических рессор, 2-х телескопических амортизаторов и такого же количества поворотных кулаков. Рессоры расположены на продольных рычагах, зафиксированных на раме автомобиля. Амортизаторы крепятся к рамной части и поворотным кулакам. Последние соединены со ступицами колес шаровыми шарнирами.

Задняя подвеска имеет такую же конструкцию за исключением наличия 2-х реактивных тяг. В их функции входит ограничение поперечных перемещений заднего моста. РаздаткаЗИЛ-133ГЯ представляет собой 2-ступенчатую коробку передач, которая обеспечивает передачу крутящего момента от коробки на передний и задний мосты.

Подвеска

Карданная передача состоит из двух карданных валов, которые передают крутящий момент от КПП на раздаточную коробку, а также от раздатки на передний и задний мосты. Главная передача —2-ступенчатая коробка, которая увеличивает момент и передает его на ведущие колеса. Ведущие мосты идут с коническими дифференциалами. Они обеспечивают передачу крутящего момента от главной передачи на ведущие колеса.

Тормозная система ЗИЛ-133ГЯ 2-контурная, пневматическая, с раздельным торможением для переднего и заднего мостов. Конструктивные особенности:

  • пневматический компрессор расположен на двигателе, обеспечивает питание системы сжиженным воздухом;
  • 2-секционный тормозной кран находится в кабине водителя, служит для управления тормозной системой;
  • тормозные камеры установлены на каждом колесе автомобиля, преобразуют давление сжатого воздуха в механическую силу (приводит в действие тормозные колодки);
  • колодки — расположены на каждом колесе автомобиля, прижимаются к тормозным барабанам, что приводит к торможению;
  • барабаны установлены на всех колесах, вращаются и обеспечивают поверхность для прижатия тормозных колодок;
  • пневматические шланги и трубки — соединяют между собой различные узлы.

При нажатии на педаль 2-секционный тормозной кран направляет сжатый воздух в тормозные камеры. Последние приводят в действие колодки, которые прижимаются к барабанам. Это приводит к торможению.

Коробка передач ЗИЛ-133ГЯ

КПП ЗИЛ-133ГЯ механическая, 10-ступенчатая,с передним приставным делителем передач. Обеспечивает 10 скоростей вперед и 2 назад. Корпус коробки отлит из серого чугуна. Состоит из двух половин, которые соединяются болтами, а внутри расположены основные узлы.

Механизм переключения скоростей расположен на верхней крышке. Он состоит из рычага переключения, кулис, тяг и вилок. В качестве основных элементов также используются шестерни ведущего, ведомого и промежуточный валов. Синхронизаторы обеспечивают плавное и безударное переключение передач. Они используются на всех передачах, кроме 1-й и заднего хода.

Коробка передач

Держатель синхронизаторов расположен на промежуточном валу и служит для крепления синхронизаторов.Ведущий вал находится спереди КПП. Он передает крутящий момент от ДВС на промежуточный элемент. Ведомый вал находится в задней части коробки. Он передает крутящий момент от промежуточного элемента на задние мосты.

Промежуточный вал установлен между ведущим и ведомым, направляет крутящий момент от ведущего на ведомый вал, а также на делитель передач. Последний установлен в передней части КПП. Он позволяет выбирать между передним и задним приводом.

Переключение скоростей осуществляется с помощью рычага, который расположен на полу кабины. При перемещении ручки вилки перемещаются и соединяют ведомые с ведущими шестернями. При этом синхронизаторы обеспечивают плавное и безударное переключение. Они работают так:

  1. При перемещении рычага КПП вилки переключения передач входят в зацепление с синхронизаторами.
  2. Последние выравнивают скорости вращения ведомой и ведущей шестерен.
  3. Вилка переключения передач полностью входит в зацепление с ведомой шестерней, и передача переключается.

Кабина автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

Кузов кабины ЗИЛ-133ГЯ сделан из листового металла и имеет цельносварную конструкцию. Состоит из 2-х половин, которые соединяются болтами. Крыша имеет два люка для доступа к двигателю и к оборудованию на крыше.Стекла изготовлены из закаленного стекла. Они имеют резиновые уплотнители для защиты от попадания воды и пыли.

Пожарная машина ЗИЛ-133ГЯ

Кабина ЗИЛ-133ГЯ оснащена отопителем, обеспечивающим обогрев салона в холодную погоду и работает от системы охлаждения двигателя. Внутри находится три сиденья, а водительское регулируется по высоте и наклону.

Приборная панель кабины ЗИЛ-133ГЯ расположена перед водителем. На ней предусмотрен спидометр, тахометр, указатель уровня топлива, давления масла и другие приборы. Рулевое колесо имеет удобное расположение, а колонка регулируется по высоте. Лобовое стекло в комплексе с боковыми зеркалами обеспечивают отличную обзорность.

Для управления автомобилем предусмотрено три педали, а также рулевое колесо. На потолке предусмотрена розетка, к которой при необходимости можно быстро подключить переносную лампу. Последняя может работать даже при выключенной «массе», ведь находится в цепочке «аварийки».

Установка пожаротушения

тушение пожара

Противопожарное оборудование предназначено для тушения пожаров на автомобилях и объектах, расположенных рядом с ними. Состоит из следующих основных узлов:

  • Цистерна — имеет емкость около 4000 л. Изготовлена из листового металла и имеет люк для забора воды.
  • Насос — центробежный, производительность 40 л/с. Обеспечивает подачу воды и пены.
  • Стволы — шесть, применяются для подачи воды к огню.
  • Пульт управления — расположен в кабине автомобиля. Применяется для включения и выключения насоса, а также для регулирования подачи воды и пены.

Пожарная установка ЗИЛ-133ГЯ работает следующим образом. Вода из автоцистерны подается насосом к пожарным стволам.Стволы используются для подачи воды и пены, а пульт для контроля процесса.

Достоинства и недостатки

Пожарная установка ЗИЛ-133ГЯ обладает как плюсами, так и минусами, которые определяют эффективность в различных чрезвычайных ситуациях.

Преимущества:

  • специализированное оборудование, позволяющее эффективно справляться с разнообразными чрезвычайными ситуациями;
  • маневренность и высокая подвижность, что позволяет оперативно реагировать и быстро доставлять оборудование к месту происшествия;
  • грузоподъемность и способность перевозить большое количество воды, пены, а также других средств тушения пожаров и борьбы с опасными веществами;
  • большой запас хода, который достигает 1000 км;
  • надежная и простая конструкция, которая обеспечивает большой срок службы транспорта;
  • способность выполнять задачи даже в сложных условиях.

тушение пожараМинусы пожарной установки:

  • необходимость высокой квалификации и сложного обслуживания, что повышаетзатраты на обучение персонала;
  • большие расходы на покупку и обслуживание;
  • низкое качество отделки салона;
  • чрезмерно шумный двигатель;
  • небольшая мощность печки, которая не позволяет обеспечить ожидаемый уровень комфорта;
  • малый запас хода.

Несмотря на ряд минусов, машина надежна и редко выходит из строя. Она имеет солидный ресурс и долго служит, но при условии правильной эксплуатации и замены вышедших из строя деталей.

Заключение

ЗИЛ-133ГЯ — надежный и неприхотливый грузовик, который хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации. Он имеет высокую грузоподъемность, большой запас хода и хорошую проходимость. Минус в том, что автомобиль имеет высокий расход топлива и низкую скорость.

Рейтинг: 2
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 233
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 29-09-2023 / Обновлено: 29-09-2023
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: