Благодаря участию в международных перевозках Республики Казахстан повышается привлекательность коридора «Север – Юг»
Мир сегодня переживает серьезные геополитические изменения, в результате которых формируются новые транспортные сети и глобальные поставки груза. В сложившихся условиях сложно переоценить роль транспортного коридора «Север – Юг», имеющего огромное значение для международной логистики. На VI Каспийском форуме президент Казахстана подчеркнул важность развития указанного магистрального пути и рассказал о том, почему его роль в нынешних условиях возросла многократно.
Впервые о грандиозном проекте International North-South Transport Corridor заговорили в середине 2000 года. Свои подписи над соглашением поставили Россия, Иран и Индия, которые инициировали создание короткого пути, позволяющего наладить поставки грузов между тремя государствами и сделать путь их следования короче, чем при использовании Суэцкого канала.
Это позволило бы, во-первых, сделать доставку более оперативной, а во-вторых, заметно ее удешевить. Помимо всего прочего, согласно оценке Евразийского банка развития, увеличение доли железнодорожных и автомобильных грузоперевозок позволило бы снизить количество выбросов парниковых газов, по меньшей мере, на четверть.
Транспортный коридор протяженностью в 7 тыс. 200 км оказался весьма привлекательным, поэтому со временем к нему присоединились и другие государства, в том числе Республика Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Казахстан, Армения, Турция, Украина, Кыргызстан и пр. Участие в проекте Туркменистана подтвердилось в октябре – об этом в рамках визита в Казахстан сообщил глава государства Сердар Бердымухамедов.
Президент соседней страны выразил готовность работать над созданием транспортного коридора, который пройдет по Персидскому заливу и Индийскому океану, а далее последует вдоль восточного берега Каспийского моря. По оценкам специалистов, пропускная способность указанного коридора находится на уровне 30 миллионов тонн в год.
В сложившихся условиях его популярность возрастает многократно, так как у некоторых государств ЕАЭС не остается иного выхода, кроме как заниматься развитием новой логистики и переориентировать торговлю в соответствии с новыми реалиями.
Преимущества коридора неоспоримы для всех государств-участников, ведь он позволяет наладить кратчайший путь доставки между странами евразийского Союза и Ближним Востоком, Восточной Африкой и Южной Азией.