Как снизить коррупционные риски на таможне
Ситуация с перевозками грузов из Китая в Казахстан вызывает серьёзную озабоченность президента республики Касым-Жомарт Токаева. В своём выступлении в парламенте глава республики раскритиковал работу таможенной службы. По его мнению, лишь комплексная проверка надзорных органов позволит выявить объективные причины негативной ситуации, сложившейся на границе Казахстана и Китая.
Широко известны факты того, что грузовики не досматриваются, пошлины не платятся. Существуют некие уполномоченные операторы, которые имеют статус неприкасаемых. В результате бюджет Казахстана недополучает десятки миллиардов тенге в виде налогов.
Принято решение о необходимости проведения комплексной проверки генеральной прокуратуры совместно с министерством финансов и агентством по финансовому мониторингу. Данное мероприятие позволит обеспечить порядок на таможенных пунктах пропуска.
В настоящее время в Казахстане существует единый оператор, который перемещает большинство товаров из Китая автомобильным и железнодорожным транспортом. Это EuroTransit – логистический провайдер, который специализируется на оказании складских услуг, включая таможенное оформление. Следует принять во внимание, что 90% процентов грузов автотранспортом через границу Китая и Казахстана доставляет именно EuroTransit.
При этом вопрос контрабанды при транзитных грузоперевозках поднимался ещё в 2017 году на встрече с председателем КНР, когда была обнаружена огромная разница в данных Китая и Казахстана по объёму товарооборота. По данным КНР данный показатель вырос на 46%, тогда как по статистике Казахстана товарооборот между странами увеличился на 30%.
Специалисты называют несколько «серых» схем. Например, схема товароподмена, когда перевозчик заявляет один товар, а завозят абсолютно другой. Это позволяет существенно снизить таможенные платежи.
Большую популярность приобрела система заниженной стоимости. Индикативы рисков, присутствующие в РФ занижаются в несколько раз, снижая тем самым стоимость таможенной пошлины. Ею в основном пользуется малый бизнес. Его представители выбирают подобного рода доставку, при которой по сути клиент никаких документов не получает, зато получает свой груз с учётом оплаты меньших таможенных платежей.