Китай не принимает грузы из Казахстана
Перевозчики Казахстана требуют вмешательства правительства в ситуацию, сложившуюся с перевозками грузов на границе с Китаем. Взаимоотношения с Китаем никак нельзя назвать партнёрскими. Экспортёры товаров из Казахстана сталкиваются с большими трудностями, преодоление которых требует дополнительных финансовых издержек.
Первым испытанием для перевозки грузов из Казахстана стало закрытие границ из-за распространения вируса Covid-19. Причём данное решение было принято в одностороннем порядке китайской стороной. Впрочем, план был выполнен на 76%. А за последующие два месяца – на 74%.
На данный момент закрытия китайской границы привело к скоплению на национальной железной дороге 12 тысяч груженных вагонов, которые должны следовать на на казахстанской железной дороге до станции «Достык».
Для предотвращения железнодорожного коллапса ввели запрет на отгрузку в направлении КНР с 1 по 31 марта на транзит грузов. В результате грузоперевозчики начали нести большие убытки, а также переживать за качество доставленного груза. Например, долгое время, если хранить пшеницу в крытом вагоне, учитывая дождливую погоду, это может привести к ухудшению качества доставленного груза.
Советник первого вице-президента «Астык Транс» Бауыржан Шакиров считает, что необходимо убедить китайскую сторону принять наши грузы, которые нуждаются в скорейшей выгрузке и обратно возвратить вагоны. Чтобы не потерять рынок КНР, необходимо подключить всех к данной проблеме, начиная от министерства иностранных дел до торговли.
Пока Казахстан не располагает официальной информацией. Если запреты связаны с распространением коронавирусной инфекции, то выходом из создавшейся ситуации может стать установка дезинфекционной станцию на территории республики. С помощь современного оборудования успешно решается проблема санитарной обработки вагонов.
Стоит отметить, что в КНР на протяжении последних десятилетий с успехом экспортируется продукция аграрных предприятий. Теперь часть вагонов вынуждена простаивать на границе с КНР. Ещё множество грузов скопилось другая часть на разных станциях национальной железной дороги в ожидании отправки.
С декабря 2020 ни один вагон с грузом не был отправлен. Правительство не вмешивается в ситуацию. Оказание мер поддержки для перевозчиков не обсуждается. Такое бездействие может привести к срыву очередной посевной компании, которая может разорить ряд фермерских хозяйств.
Реализовать продукцию на своем внутреннем рынке тоже не получается. Например, семена льна не пользуются спросом в Казахстане, поэтому он идет на экспорт. Стоит отметить, что вагоны с грузом нельзя держать больше двух месяцев. Есть опасения того, что груз отправят назад, так как он уже не будет соответствовать заявленному качеству.
Необходимо совместно с КНР решить данную проблему и установить правила перевозок в период пандемии. Перевозчики же в свою очередь готовы работать в период пандемии и нести расходы на санитарную обработку вагонов.