Перевозчики всех стран заправляются в Казахстане
Низкие цены на дизельное топливо в Казахстане обернулись для местных перевозчиков национальным бедствием. Не только в соседних странах, но и во всём мире сложилась тенденция к росту цен на нефтяное топливо.
Стоимость бензина и дизеля увеличилась едва ли не в 2 раза повсеместно, кроме Казахстана. Это привлекает водителей, выполняющих транзитные перевозки грузов через Казахстан. Перевозчики заправляются впрок, вывозя в топливных баках сотни тысяч тонн солярки.
По информации 24.kz, только в 2021 году большегрузный транспорт, следующий в Россию из Узбекистана, в совокупности пополнил запасы дизеля объёмом до 150 тыс. тонн. Подобные операции особенно выгодны для транзитных фур, которые заправляются непосредственно перед въездом на территорию Туркестанской области.
Завершив погрузку, водитель вновь возвращается через Казахстан и заправляется на этот раз в западных областях республики. Таким образом, можно на дешёвом топливе добраться до Москвы и вернуться в Казахстан. Выгодно, удобно, доступно.
Социальная политика правительства Казахстана направлена на сдерживание цен на социально значимые товары. Бензин и дизельное топливо входят в данный перечень.
24.kz со ссылкой на эксперта Ерлана Жаукина обращается к опыту Венгрии, где продажа топлива осуществляется в системе дифференцированных тарифов в отношении резидентов и нерезидентов.
Однако, издание высказывает опасение о возникновении коррупционных схем на автозаправках. Ничто не помешает сотрудникам АЗС установить собственную «надбавку» для приезжих из-за рубежа водителей, а в кассе проводить оплату как для граждан РК.
В случае принятия поправок в законодательство необходимо сразу продумать систему контроля за выполнением нового закона. Кстати в Венгрии раздаются голоса парламентариев об отмене подобного подхода при продаже топлива, поскольку данная практика не даёт реального результата.
Ерлан Жаукин прогнозирует в скором времени выравнивание цен на топливо в Казахстане по сравнению с сопредельными государствами. На фоне инфляционных процессов государство не сможет длительно сдерживать розничные цены. Поэтому дифференцированный тариф может стать важным шагом правительства к сохранению топлива в пакете социально значимых товаров.