Почему казахстанские железные дороги не справляются с грузопотоком?
В Казахстане в сфере грузоперевозок не все так радужно. Логистики уверены, что будущем ничего хорошего не ожидается. В основном сегодня в Казахстан грузы идут через морские порты и по железной дороге. Эти же пути доставки используют Европа и США.
Перевозчики в Казахстане сталкиваются не только с препятствиями за рубежом. Внутри страны на территории Казахстана также есть проблемы у перевозчиков, деятельность которых негативно влияет на стоимость и сроки поставки грузов.
Перегруженность Алма-Атинского железнодорожного узла и станции, которая находится рядом с городом, негативно влияет на грузоперевозки. Маршрут всего один грузов – железнодорожные составы идут из стран Юго-Восточной Азии через порты Дальнего Востока в Казахстан.
Основное расстояние в 7 310 километров поезда с грузом проходят за 15 дней, а от станции Матай до станции Жетысу всего 400 километра. Данный участок пути поезда могут проходить до 20 дней. Из-за этого увеличивается оборот вагонов.
Собственники неохотно предоставляют платформы для перевозки контейнеров, увеличивая при этом стоимость аренды. Инфраструктура работает на пределе. За 20 - 25 лет не проводилась модернизация. Естественно, что накопились проблемы. В прошлом году из-за пандемии по всему миру возник отложенный спрос на товары. Как только страны начали выходить из локдауна, активность естественно увеличилась.
Нагрузка пришлась на сентябрь 2020 года, затем увеличились грузопотоки перед рождественскими и новогодними праздниками. А доставка груза продолжается, но уже с учётом карантинных мер. Морские перевозки выросли в последнее время до 600%. Создался дефицит свободных мест и все порты в Юго-Восточной Азии заполнены контейнерами и ждут отправки, в том числе и в Российскую Федерацию и Китай.
Резкий рост морского фрахта естественно влияет на стоимость перевозок, хотя раньше всегда морские перевозки были самым дешёвым видом транспорта. Логические компании решили скомбинировать доставку, соответственно увеличились перевозки по железной дороге. На короткое время такой способ стал дешевле, но железнодорожные пути перестали выдерживать заданную нагрузку.
Есть и сезонные проблемы. Например, на Олимпийской магистрали весной участок размывает вода. Кроме проблем с инфраструктурой есть еще и другие проблемы. Общий объём транзитных перевозок контейнерами увеличится на 30%.
Оператор «КТЖ Экспресс» предоставляет привилегии поездам, которые идут из Китая в сторону Европы, так как такой вид перевозок приносит больше доходов. В итоге казахстанские поставщики борются за фитинговые платформы для своих контейнеров. Зато госструктура ежегодно отчитывается о том, что тонны груза пересекают границу.