Развитие сети автомобильных дорог в Казахстане

Ситуация с автомобильными дорогами Казахстана в определенной степени двойственная. В соответствии с действующей в стране дорожной карой развития существующей инфраструктуры, ежегодно на реализацию новых проектов выделяется около 300 млрд. тенге.

Причем, часть денег предоставляется из госбюджета, а часть является привлеченными средствами частных инвесторов. О том, как обстоят дела в данной сфере, а также каковы перспективы строительства автомобильных дорог, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.

Строительство новых дорог

Автомобильные дороги Казахстана

На протяжении последних 10 лет строительство автомагистралей на территории Республики Казахстан ведется ускоренными темпами. Это логично, ведь в свое время существующая здесь сеть автодорог была одной из лучших в Советском Союзе, но после его распада денег на своевременный ремонт не было, поэтому покрытия быстро пришли в упадок, и ездить по большему количеству дорог стало невозможно. 

Последствиями недофинансирования стала низкая пропускная способность автомагистралей (если, конечно, то, что от них осталось, можно называть словом «магистраль»), и с года так 2014 здешние чиновники наконец-то решили всерьез заняться исправлением ситуации в этом направлении. 

Так, к примеру, в 2015 году была впервые принята госпрограмма «Нұрлы жол», направленная на масштабное инфраструктурное развитие. С 2015 по 2019 удалось построить и отреставрировать около 3 тыс. км дорог государственного значения. 7 тыс. км капитально отремонтировали и сделали пригодными для безопасной по ним езды. В 2020 действие программы продлили до 2025. 

Согласно данному документу вскоре в стране построят и реконструируют до 10 тыс. км автотрасс, включая 3,8 тыс. км так называемых переходящих проектов). Программой запланировано также проведение капремонта 11 тыс. км дорог общегосударственного значения. Для достижения поставленных целей власти намерены освоить 3,5 трлн. тенге с возможным дофинансированием в будущем. 

Развитие сети автомобильных дорог в Казахстане

По официальным данным Мининфраструктуры, в 2020 было построено 2,6 тыс. км автомобильных дорог различного значения, на это потратили 675 млрд. В 2021 построили 1.2 тыс. км за 621 млрд. Однако на некоторых участках попытки привести казахстанские дороги в соответствии с мировыми стандартами качества пока особым успехом не увенчались.

Чаще всего существующие проекты реализуются с заметным опозданием, что негативно отражается на стоимости. Говоря иными словами, подрядчики начинают спешить и выполняют работы некачественно, отсюда – преждевременное разрушение асфальтового покрытия, которого хватает буквально от тендера к тендеру. 

Важно

В конце 2019 был опубликован доклад, в соответствии с которым выяснилось, что по качеству дорожного полотна Казахстан находится на 93 месте из 141 возможных.
Тем не менее, благодаря воплощению в реальность упомянутой выше программы в 2021 карта автомобильных дорог Казахстана заметно расширилась.

Охват выполняемых по всей стране дорожно-строительных работ составил 8,4 тыс. км, из которых 5 тыс. км – это отрезки пути государственного значения (из них 3,6 тыс. км – реконструкция, а 1,4 тыс. км – капитальный ремонт).  Продолжительность дорог местного значения, на которых также проводились строительные мероприятия, составила 3,4 тыс. км.

Как результат – 90 процентов автодорог государственного значения стали соответствовать существующим стандартам качества, а к декабрю 2025 намерены привести в норму не менее 95 процентов автодорог местного значения. 

Дороги Казахстана, подлежащие реконструкции

Активно ведется и реконструкция автомобильной дороги в Казахстане. Основными проектами, которые в последнее время затронула реконструкция, стали транспортные коридоры, соединяющие центральные регионы страны с южными, центральные – с восточными, а также центр с западными и северными районами государства.

Развитие сети автомобильных дорог в Казахстане

Приоритетными являются также проекты по реорганизации масштабных транспортных коридоров в таких направлениях, как Ушарал – Достык, Алматы – Усть-Каменогорск, Калабатау – Майкапшагай, Бейнеу – Акжигит, Актобе-Атырау-граница с Российской Федерацией. Значение этих автомобильных дорог переоценить невозможно, так как они являются крупнейшими международными транспортными артериями. 

Как заявляют местные чиновники, все указанные выше проекты по состоянию на сегодняшний день находятся на стадии реализации, уже подписаны договора с подрядчиками, выполнены подготовительные мероприятия, начато строительство, по завершении которого будет открыто автомобильное движение на полностью реконструированных отрезках. Работы ведутся с привлечением средств частных инвесторов.

В частности, достигнута договоренность о получении займа под госгарантию с двумя китайскими банками, благодаря чему полностью реорганизованы такие участки, как Талдыкорган - Усть-Каменогорск, Мерке – Бурылбайтал, Калбатау – Майкапшагай, Курты – Бурылбайтал и пр.

Обустройство дорожной инфраструктуры

придорожное кафе

Кроме ремонта автомобильных дорог и обустройства новых магистралей власти РК стараются уделять внимание улучшению ситуации с дорожной инфраструктурой. Для оказания качественного сервиса функционирует 1819 объектов (заведений общественного питания, СТО, автозаправки и пр.)

Пока существует проблема с нехваткой благоустроенных теплых туалетов – по данным статистики, они есть только на 47 процентах объектов. Однако работы над улучшением ситуации ведутся, и за 6 месяцев 2022 в стране были выбраны места строительства 305 санитарно-гигиенических узлов.

Организация платных дорог

Платные дороги в Казахстане появились сравнительно недавно, инициатива была встречена местными жителями без энтузиазма. В стране функционирует четыре платных дороги общей протяженностью в 682 км. На платной основе осуществляется эксплуатация таких автомобильных дорог:

  •  Нур-Султан-Щучинск.
  •  Алматы-Капшагай.
  •  Нур-Султан-Темиртау.
  •  Алматы-Хоргос.

Оплата платных дорог в Казахстане осуществляется автоматически посредством инновационной системы, именуемой СВП. Тарифы устанавливаются для каждого участка индивидуально. Участки поделены на зоны, плата взымается за каждую из зон в соответствии с типом авто и его грузоподъемностью. В отношении легкового транспорта предусмотрена предоплата, ставка по которой вдвое ниже, чем если оплачивать проезд по факту наличными.

Платная дорога

Вариантов оплаты предостаточно – сегодня имеется, по меньшей мере, 20 вариантов, в числе которых – терминалы «Киви», сервисы PayWay.kz, электронные кошельки «Киви», «Сбербанк» и прочие банки, оплата со счетов мобильных операторов, через соответствующее мобильное приложение и пр.

При необходимости любой пользователь может позвонить на короткий номер 1403 и получить детальную бесплатную консультацию относительно тарифов на каждом из участков или уточнить баланс для конкретного транспортного средства.

Мероприятия по уменьшению аварийности и смертности на дорогах Казахстана

Основной задачей в процессе строительства, реконструкции и ремонта казахстанских дорог было и остается обеспечение всех условий для безопасного движения. Для достижения минимального (а в идеале – нулевого) уровня смертности в стране постепенно внедряется система Vision Zero.

система Vision Zero

Это шведская программа, направленная на повышение безопасности движения на автомагистралях. Главный ее принцип сводится к недопустимости ДТП с летальным исходом. Для реализации данной программы на дорогах строятся:

  •  Пересечения с круговым движением.
  •  Отрезки, где разделительная полоса заменена барьером.
  •  Придорожные конструкции, напоминающие о необходимости пристегнуть ремень безопасности.
  •  Опоры с фоторадарами.

Кроме того, согласно реализации указанной программы скорость движения в пределах населенных пунктов ограничена отметкой в 30 км/час, примыкающие к дорогам участки очищаются от потенциально опасных предметов (включая деревья) и отделяются ограждениями. 

Заключение

Хоть еще лет 10 назад ситуация с автомобильными дорогами в РК была плачевной, сегодня в государстве сформировалась устойчивая положительная тенденция. Безусловно, в отрасли еще остались проблемы, но благодаря реализации масштабной госпрограммы, срок действия которой истекает в 20125 году, большая часть дорог находится в нормальном состоянии.

Рейтинг: 2
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 1304
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 31-08-2022 / Обновлено: 01-09-2022
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: